СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование корректурных таблиц в вопросах познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование корректурных таблиц в вопросах познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Очень хочется, чтобы наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями. Возникла необходимость в создании условий для развития познавательной активности детей, и поиска современных методов и приемов в решении данной проблемы.

Меня заинтересовала информационно - игровая технология на основе использования корректурных таблиц Натальи Васильевны Гавриш. Оценив возможности данной технологии, пришла к выводу, что работа с таблицами позволит развить познавательный интерес детей дошкольного возраста в доступной игровой форме.

Поэтому на занятиях я использую корректурные таблицы, как один из способов информационно-игрового творчества.

Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30, заполненных предметными картинками. Картинки подбирают по смыслу - тематически.

Тематика корректурных таблиц может быть достаточно разнообразной:

- Времена года (Зима, Весна, Лето, Осень);

- Животный мир (Дикие животные, Домашние животные, Птицы, Обитатели водоемов, Насекомые и др.);

- Транспорт;

- Профессии;

- В мире сказок;

- Готовимся в школу и т. д.

Количество картинок для младших дошкольников составляет 9-12, для старших –до 25-30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам.

Целесообразно каждую клеточку корректурной таблицы пронумеровать и подписать печатным шрифтом - это значительно расширяет развивающие возможности таких таблиц: самопроизвольно дети запоминают цифры и образ печатного слова. Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова.

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Задачи использования корректурных таблиц:

*Сделать более наглядным процесс установления связей между предметами, объектами, явлениями.

*Закреплять и уточнять, обогащать знания детей в разных сферах окружающей действительности.

*Расширять словарь детей.

*Закреплять ориентировку в пространстве («перед», «между», «выше», «ниже», «за», «справа», «слева», «вверху», «внизу» и др. ; совершенствовать математические умения (посчитать, установить последовательность, сравнить, определить форму и т. д.)

*Развивать любознательность, творческое мышление, широту восприятия, память, мышление, внимание, связную речь.

Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности.

Пособие является универсальным, т. е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.

Корректурную таблицу, как и любые другие творческие игры можно использовать в различных формах детской жизнедеятельности детей:

- в совместной партнерской деятельности со взрослыми;

- в НОД: в начале занятия как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность; в основной части занятия – для усвоения темы или содержания изучаемого материала, для уточнения знаний и расширения представлений дошкольников об окружающем, установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей действительности;

- как интеллектуальную игру, в которой дети будут соревноваться на скорость реакции, точность и широту восприятия и т. д. коллективно, в группах или по одному; могут выполнять единое или разные задания.

Главное, что обеспечивает успех их использования - живой интерес детей, радость открытия, любознательность, речевая инициативность, удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, которые взрослый должен тщательно поддерживать.

Существуют несколько вариантов работы:

-Я задаю вопрос, дети на него отвечают.

Я предлагает детям выполнить задание и дети его выполняют. Работая с готовой таблицей, у детей развивается слуховое восприятие, умение рассматривать таблицы.

В работе использую задания: - на составление определенной последовательности; - на систематизацию предметов или объектов; - на ориентировку в пространстве;

Основными заданиями для детей являются: - найти правильный ответ;

- назвать необходимое слово или слова;

- пояснить свои действия;

- высказать собственное действие.

Часто даю задания с незаполненной таблицей и набором картинок к ней. И тогда дети заполняют ячейки в соответствии с заданиями и объясняют полученный результат. Например игра «Выложи по образцу». Дети запоминают образец. Образец убирается. Дети выкладывают предметы, фигуры. Время запоминания постепенно уменьшается. Использую в работе напольную таблицу. У детей закрепляется ориентировка в пространстве и относительно своего тела. Использую корректурную таблицу с контурным изображением, что позволяет использовать задания как раскраску. - Раскрасьте птиц, которые живут у воды. На третьем этапе, использую таблицу, как интеллектуальную игру, в которой дети могут соревноваться на скорость реакции, точность и широту восприятия. В игру можно играть коллективно, в группах или по одному. На этом этапе таблица помогают выяснить, как дети усвоили материал. Эта технология похожа на калейдоскоп. В калейдоскопе повернешь трубу, появляется новый узор. Так и с помощью корректурных таблиц, выполняя многочисленные игровые задания, упражнения, дети учатся выделять существенные признаки предметов и явлений, становятся активными, любознательными, задают вопросы, интересуются окружающим, смело высказывают суждения.

При работе с таблицей применяю следующие методы обучения:

- информационно-рецептивный, включающий в себя приемы рассматривания и показа картинки;

- репродуктивный - направлен на закрепление знаний детей, он включает в себя приемы повтора, выкладывание картинок самостоятельно; -

эвристический - направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т.е. часть работы ребенок планирует и выполняет самостоятельно;

- исследовательский - развивает самостоятельность, фантазию, творчество.

Использование в работе корректурных таблиц будет успешным только при условии соблюдения психолого – педагогических принципов, важных для превращения обучения в интересную и содержательную игру. Прежде всего, это принцип вариативности, реализация его предусматривает направление детей на поиск разнообразных вариантов правильного решения, а не довольствоваться одним.

Во-вторых, радостного обучения, который требует создания доброжелательной, психологически комфортной, позитивно закрашенной атмосферы, насыщенной радостью открытий, успешным решением заданий. Чрезвычайно важно реализовать партнерства, взаимного интереса, равноправного круга взрослых и детей, объединенного только общим поиском истины.

11.06.2023 16:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!