СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников!

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Одним из таких направлений является кинезиологический метод.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени с формированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву для последующего формирования речи. Существует взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. «Гимнастика мозга – ключ к развитию речевых способностей ребенка».

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

В результате кинезиологических упражнений:

  • улучшается речь;
  • улучшается память и концентрация внимания;
  • развиваются межполушарные взаимосвязи;
  • снижается утомляемость;
  • повышается способность к произвольному контролю;
  • активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Существует несколько видов кинезиологических упражнений: растяжки, упражнения для развития мелкой моторики, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные движения, упражнения для релаксации.

  1. На первом этапе дети 3-4 лет овладевают одним из видов кинезиологических упражнений – растяжками. Растяжки позволяют оптимизировать и нормализовать тонус различных групп мышц. Снимая тоническое напряжение, они способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Поэтому в разумных пределах детская растяжка полезна. В данный период жизни ребенка возникает необходимость развития пальчиков. Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать

Используя кинезиологические упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.
  1. Следующим этапом в возрасте 4-5 лет с детьми необходимо использовать дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Развитие речевого дыхания у ребенка происходит параллельно развитию речи. Одним из видов кинезиологических упражнений, способствующих развитию речи детей, являются глазодвигательные, которые следует использовать в данный период жизни. При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Поэтому на этапе 5-6 лет, вводится еще один вид кинезиологических упражнений –это телесные движения. В результате которых развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, способствуют закреплению мысли при выполнении определенного движения. С 5 лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучению в школе.

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, с использованием кинезиологических упражнений.

26.05.2023 20:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!