СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й.Этвёш

Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые в данное время активно поступают в казахстанские образовательные учреждения.

Сегодня в городах не найдется ни одного детского сада, в котором не было бы компьютера. Многие дошкольные образовательные учреждения оснащены ксероксами, сканерами, принтерами, некоторые – компьютерными классами и интерактивными досками. Зачем же все эти технические средства нужны образовательному учреждению?

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ре­бенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Может ли техника помочь в решении этих задач?

Средства информатизации необходимы прежде всего для более качественной организации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в административной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

1. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года, целью которой является создание условий для перехода к информационному обществу;

• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

• Реализация программы «Электронное Правительство»

• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе с детьми, с родителями, с коллегами, в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

2. Основные формы использования ИКТ

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

• Создание электронной почты. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

• Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультаций со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах.

3. Общие подходы к разработке дидактических материалов

с использованием ИКТ в ДОУ

Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:

· введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети; · самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка; · анализ выполнения задания и его оценка.

В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала. Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Именно поэтому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.

При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

· следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;

· сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

· стремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;

· выделить время для проведения физкультминутки.

Занятия могут проводиться по многим направлениям воспитательно-образовательной работы: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

-способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

Интерактивная доска позволяет сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повышать интерес детей к обучению, помогает педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.

Использование сети Интернет предоставляет доступ к качественным образовательным ресурсам, независимо от местонахождения дошкольного образовательного учреждения.

Сеть Интернет позволит повышать квалификацию педагогов через прохождение дистанционных курсов, вооружить их современным содержанием, овладеть в повседневной практике современными педагогическими технологиями.

Воспитанникам детских садов также предоставляется возможность участия в дистанционных конкурсах, тренингах не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях с помощью родителей. Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, могут повысить компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

02.05.2019 14:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!