СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1
Процесс преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе будет более эффективным, а готовность учащихся к реальной межкультурной коммуникации будет в значительной мере повышена, если в учебном процессе использовать ИКТ для метода проекта. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения английского языка. Важнейшими факторами, способствующими формированию внутреннего мотива речевой деятельности, являются:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.
Таким образом, метод проектов реализует личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
Общая работа учащихся над проектом дает им возможность проявить собственное креативное видение процесса и результата работы, создать свой проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новый учебный материал, дополнительное пособие по изученной теме). Таким образом, включение учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе – творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе – исследовательские, информационные, социально значимые проекты) создает условия для оптимизации работы по формированию УУД и развития коммуникативной активности учащихся.
Рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.
Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.
Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:
· Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками.
· Сформулировать основополагающий вопрос.
· Сформулировать дидактические цели проекта.
· Сформулировать методические задачи.
· Написать краткую аннотацию, которая включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
· Продумать темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
· Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.
· Сформулировать вместе с учащимися гипотезу(ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
· Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.
· Прописать этапы работы над проектом.
· Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.
Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы :
Тема исследования |
Цели и задачи исследования |
Что я должен сделать для достижения этой цели? |
С кем я это делаю? Кто за что отвечает? |
Источники информации |
Сроки исполнения |
|
|
|
|
|
|
При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранен Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.
На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:
· предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
· практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
· исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
· распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
· планирование и создание работ;
· демонстрация и защита работ.
Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.
Каждая группа представляет свою электронную работу на английском языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны.
Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным критериям.
После просмотра и обсуждения всех презентаций и видео определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.
На этапе практического применения проекта лучшие проектные работы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические пособия.. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы.
Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Деятельность в группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование критического мышления и вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки английского языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к английскому языку, эффективностью.
Я работаю в данном направлении несколько лет, и для себя я обнаружила, что проектная работа позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать степень сформированости коммуникативных умений. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным. Я уверена, что внедрение этой разработки позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить речевую активность обучения и качество усвоения знаний.
© 2023, Голубева Елена Николаевна 61