СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование системно-деятельностного подхода на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу представить методические рекомендации к проведению урока в рамках деятельностного подхода, продемонстрировать приемы и привести примеры организации таких этапов урока, как

1. Этап мотивирования к учебной деятельности

2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана

3. Этап Открытие нового знания

4. Этап первичной проверки и закрепления знаний.

Предлагаемые образовательные приемы, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к истории у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности.

Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием следующих педагогических технологий:

  • Технологии проблемного диалога;
  • ИКТ.

Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременно самое трудное это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:

1.Предоставить учащимся два противоречивых факта:

Например, различные точки зрения при оценки исторической личности:

  • О Петре I: "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации". В.Татищев "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов
  • В книге «Опыт автобиографии» Г. Уэллс писал о Сталине: «Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснять его огромную власть в России.
  • Н. С. Хрущевым на XX съезде КПСС. Находясь на важнейших партийных и государственных постах, Сталин допустил грубые нарушения ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, нарушение социалистической законности, необоснованные массовые репрессии против видных государственных, политических и военных деятелей Советского Союза и других честных советских людей.

Различные точки зрения при оценке исторических событий

  • «Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»
  • «Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»
  1. Дать задание, не выполнимое вообще. Тема: «Древняя Спарта» 5 класс. Проблемный вопрос: В одном древнем сочинении сохранилась такая история: Однажды спартанец, приехавший в Афины, попал на судебное заседание, где какого-то афинянина осудили за безделье. Подсудимый уходил из здания суда, низко опустив голову. Спартанец бросился к нему со словами: «я хочу познакомиться с человеком, осужденным за любовь к свободе!»- Почему так повёл себя спартанец? Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ответ: изучить материал по теме. Вот это будет цель нашего урока. Чтобы ответить на этот вопрос нужно изучить новую тему и вернуться к вопросу в конце урока.
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Что вы знаете об олимпийских играх в древности? Мнения учащихся в начале урока сравниваем с мнениями учащихся в конце урока.

2. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:

Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:

-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)

- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)

- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.

- Какой возникает вопрос?

-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?

3.Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц (развитие стран в начале 20 века)

К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.

Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)

Государство

1870 год

1900 год

1913 год

США

23,3

30,1

35,8

Германия

13,2

16,6

5,7

Великобритания

31,8

19,9

14

Франция

10,3

7,1

6,4

Италия

2,4

2,7

3,1

Россия

3,7

5

5

Япония

-

0,6

1

В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.

Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?

3. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.

Например, на уроке по теме «Культура Средневековья», учащимся предлагается сравнить две иллюстрации: здание, которое построено в романском стиле и здание, относящееся к готическому стилю.

- Сравните два изображения, чем отличаются здания? ( романский стиль –Это невысокие здания, толстые стены и т. д. Готический – это острые крыши, устремленные вверх и т д.)

- Есть ли противоречие между этими изображениями? Какой возникает вопрос?

Почему так сильно изменился стиль в архитектуре и с чем были связаны эти изменения?

После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, второй этап- выдвижение гипотез («Какие у Вас есть предположения?») На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Часто использую приём «Корзина идей».

Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?».

Для того, чтобы учащиеся научились самостоятельно планировать свою деятельность на уроке и ставить задачи к уроку в качестве алгоритма я составил памятки (планы ответа) для характеристики различных исторических событий и явлений (войн, реформ, исторических личностей, революций и т.

Деление темы на подтемы.

Установление последовательности плана учащимися.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

1. Каковы причины события или явления?

2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

6. Как можно в целом оценить данное событие или явление?

7. Способствует ли данное событие или явление развитию свободы и демократии?

8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события или явления?

План характеристики исторической личности

1. Годы жизни или (и) правления.

2. Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

3. Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.

4. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

5. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

6. Значение его личных качеств.

7. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Этап открытия нового знания чаще всего я организую через работу в группах или парах с текстом учебника или подготовленным учителем документально-методический комплект источников ( Приложение 3). Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео и аудио-фрагментов. В своей практике я использую разные приемы работы с текстом. Например, в 5-6 классах с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя простыми предложениями. Другой прием работы - задать вопросы к тексту, после этого происходить обмен вопросами. Работа может проходить в парах или фронтально.

При проведении уроков в старших классах открытие нового знания происходит через работу в группах или индивидуально документально - методическим комплексом (ДМК), что способствует развитию критического мышления.

Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Одним из них является ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях:

(V) – известная информация

(+) - новые знания или новая информация

(-) - думал иначе

(?) – осталость непонятным

Тема: Средние века: время рыцарей и замков. (6 класс)

(V) Известная информация: Храбрые воины, они были хорошо воспитаны, защитники слабых, жили в замках, проходили рыцарские турниры, у рыцарей особые доспехи.

(+) Новое знание: рыцарство как звание возникло примерно в XI в. Рыцари первыми возвысили женщину, стали смотреть на неё как высшее существо. Самыми гнусными преступлениями среди рыцарей считалось ложь и вероломство. Рыцари должны были иметь блестящее образование, следовать рыцарским законам.

(-) О чём думал иначе: Рыцарем мог стать любой воин, оказалось только родовой дворянин.

(?) Осталось непонятным: Рыцарский девиз: «Бог, женщина и король». Учитель даёт разъяснение.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Приём составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Тема: Экономические реформы 1985-1991 (Горбачёва) (9-класс)

ФИ ученика:

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Это годы перестройки. Антиалкогольная компания должна повысить производительность труда рабочих, обеспечить всеобщую трезвость. Взрыв на Чернобыльской АЭС привёл к катастрофическим последствиям. Перестройка не дала положительных результатов.

Многосменный режим работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования, расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчёта и самофинансирования, фермерство на селе, аренда земли, приватизация, рост цен. Причины неудач: непоследовательность и половинчатость реформ.

Про Чернобыльскую аварию.

За заполнение таблицы можно каждому ученику поставить оценку.

Бортовой журнал (работа парами)

Предположения

Новая информация

«Двухчастный дневник»

Цитаты

Комментарии

Этап первичного применения и закрепления знания чаще всего я организую через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии, создание игровой ситуации, метод синквейна, найди ошибку, приём «составления кластера». Хороший эффект для понимания, усвоения и закрепления нового материала дает использование на уроках видеофрагментов.

На мой взгляд, эффективным способом организации данного этапа и своего рода «изюминкой» урока является прием создания игровой ситуации, в которой задействованы все учащиеся в равной степени это изучение темы «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» учащимся предлагается поставить себя на место князя и сделать свой выбор: бороться с Ордой или с рыцарями – крестоносцами? Классу выдаются сигнальные карточки разных цветов для голосования. Если учащиеся согласны с действиями Александра Невского, они поднимают желтую карточку, если бы они выбрали борьбу с Ордой, то поднимают зеленую. После голосования учащиеся объясняют свой выбор.

При изучении темы: «Древняя Спарта» проводится Ролевая игра (выборы старейшины, чьё имя большинством голосов выкрикивается громко).

Закрепление материала «Найди ошибки» после изучении темы: «Древняя Спарта»

-Что в этом рассказе не соответствует действительности?

«Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители: крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу пустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города. Один из спартанцев согласился стать гидом и показать город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека, громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе».

Другим приемом позволяющим организовать этап первично проверки и закрепления изученного материала является метод “Синквейна”. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из 5 строчек и составляется по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Пётр I

Трудолюбивый Дальновидный

Учился Создал Превратил

Россию сделал великой державой

Реформатор

Учащимся нравится составлять синквейны, это дает им возможность в творческой форме проявить себя, а для учителя еще раз обратить внимание на основные характерные черты изучаемого явления.

Приём «составления кластера».

Посетил многие страны Европы

Дальневидный прекрасный полководец

Умный ПЕТР I флотоводец

Решительный организатор промышленности

Трудолюбивый сторонник науки

В старших классах, данный этап урока проходит в форме дискуссии. Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу урока и высказывают свои мнения, опираясь на изученный учебный материал.

Категория: История
14.04.2016 04:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!