СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я хочу представить методические рекомендации к проведению урока в рамках деятельностного подхода, продемонстрировать приемы и привести примеры организации таких этапов урока, как
1. Этап мотивирования к учебной деятельности
2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
3. Этап Открытие нового знания
4. Этап первичной проверки и закрепления знаний.
Предлагаемые образовательные приемы, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к истории у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности.
Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием следующих педагогических технологий:
Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременно самое трудное это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:
1.Предоставить учащимся два противоречивых факта:
Например, различные точки зрения при оценки исторической личности:
Различные точки зрения при оценке исторических событий
Что вы знаете об олимпийских играх в древности? Мнения учащихся в начале урока сравниваем с мнениями учащихся в конце урока.
2. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:
Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:
-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)
- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)
- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.
- Какой возникает вопрос?
-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?
3.Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц (развитие стран в начале 20 века)
К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.
Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)
Государство |
1870 год |
1900 год |
1913 год |
США |
23,3 |
30,1 |
35,8 |
Германия |
13,2 |
16,6 |
5,7 |
Великобритания |
31,8 |
19,9 |
14 |
Франция |
10,3 |
7,1 |
6,4 |
Италия |
2,4 |
2,7 |
3,1 |
Россия |
3,7 |
5 |
5 |
Япония |
- |
0,6 |
1 |
В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.
Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?
3. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.
Например, на уроке по теме «Культура Средневековья», учащимся предлагается сравнить две иллюстрации: здание, которое построено в романском стиле и здание, относящееся к готическому стилю.
- Сравните два изображения, чем отличаются здания? ( романский стиль –Это невысокие здания, толстые стены и т. д. Готический – это острые крыши, устремленные вверх и т д.)
- Есть ли противоречие между этими изображениями? Какой возникает вопрос?
Почему так сильно изменился стиль в архитектуре и с чем были связаны эти изменения?
После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, второй этап- выдвижение гипотез («Какие у Вас есть предположения?») На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Часто использую приём «Корзина идей».
Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?».
Для того, чтобы учащиеся научились самостоятельно планировать свою деятельность на уроке и ставить задачи к уроку в качестве алгоритма я составил памятки (планы ответа) для характеристики различных исторических событий и явлений (войн, реформ, исторических личностей, революций и т.
Деление темы на подтемы.
Установление последовательности плана учащимися.
Алгоритм анализа политических событий и явлений
1. Каковы причины события или явления?
2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
6. Как можно в целом оценить данное событие или явление?
7. Способствует ли данное событие или явление развитию свободы и демократии?
8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события или явления?
План характеристики исторической личности
1. Годы жизни или (и) правления.
2. Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
3. Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.
4. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
5. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
6. Значение его личных качеств.
7. Оценка результатов деятельности исторической личности.
Этап открытия нового знания чаще всего я организую через работу в группах или парах с текстом учебника или подготовленным учителем документально-методический комплект источников ( Приложение 3). Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео и аудио-фрагментов. В своей практике я использую разные приемы работы с текстом. Например, в 5-6 классах с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя простыми предложениями. Другой прием работы - задать вопросы к тексту, после этого происходить обмен вопросами. Работа может проходить в парах или фронтально.
При проведении уроков в старших классах открытие нового знания происходит через работу в группах или индивидуально документально - методическим комплексом (ДМК), что способствует развитию критического мышления.
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Одним из них является ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях:
(V) – известная информация
(+) - новые знания или новая информация
(-) - думал иначе
(?) – осталость непонятным
Тема: Средние века: время рыцарей и замков. (6 класс)
(V) Известная информация: Храбрые воины, они были хорошо воспитаны, защитники слабых, жили в замках, проходили рыцарские турниры, у рыцарей особые доспехи.
(+) Новое знание: рыцарство как звание возникло примерно в XI в. Рыцари первыми возвысили женщину, стали смотреть на неё как высшее существо. Самыми гнусными преступлениями среди рыцарей считалось ложь и вероломство. Рыцари должны были иметь блестящее образование, следовать рыцарским законам.
(-) О чём думал иначе: Рыцарем мог стать любой воин, оказалось только родовой дворянин.
(?) Осталось непонятным: Рыцарский девиз: «Бог, женщина и король». Учитель даёт разъяснение.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Приём составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Тема: Экономические реформы 1985-1991 (Горбачёва) (9-класс)
ФИ ученика:
Знаю |
Узнал новое |
Хочу узнать подробнее |
Это годы перестройки. Антиалкогольная компания должна повысить производительность труда рабочих, обеспечить всеобщую трезвость. Взрыв на Чернобыльской АЭС привёл к катастрофическим последствиям. Перестройка не дала положительных результатов. |
Многосменный режим работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования, расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчёта и самофинансирования, фермерство на селе, аренда земли, приватизация, рост цен. Причины неудач: непоследовательность и половинчатость реформ.
|
Про Чернобыльскую аварию. |
За заполнение таблицы можно каждому ученику поставить оценку. |
Бортовой журнал (работа парами)
Предположения |
Новая информация |
|
|
«Двухчастный дневник»
Цитаты |
Комментарии |
|
|
Этап первичного применения и закрепления знания чаще всего я организую через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии, создание игровой ситуации, метод синквейна, найди ошибку, приём «составления кластера». Хороший эффект для понимания, усвоения и закрепления нового материала дает использование на уроках видеофрагментов.
На мой взгляд, эффективным способом организации данного этапа и своего рода «изюминкой» урока является прием создания игровой ситуации, в которой задействованы все учащиеся в равной степени это изучение темы «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» учащимся предлагается поставить себя на место князя и сделать свой выбор: бороться с Ордой или с рыцарями – крестоносцами? Классу выдаются сигнальные карточки разных цветов для голосования. Если учащиеся согласны с действиями Александра Невского, они поднимают желтую карточку, если бы они выбрали борьбу с Ордой, то поднимают зеленую. После голосования учащиеся объясняют свой выбор.
При изучении темы: «Древняя Спарта» проводится Ролевая игра (выборы старейшины, чьё имя большинством голосов выкрикивается громко).
Закрепление материала «Найди ошибки» после изучении темы: «Древняя Спарта»
-Что в этом рассказе не соответствует действительности?
«Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители: крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу пустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города. Один из спартанцев согласился стать гидом и показать город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека, громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе».
Другим приемом позволяющим организовать этап первично проверки и закрепления изученного материала является метод “Синквейна”. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из 5 строчек и составляется по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Пётр I
Трудолюбивый Дальновидный
Учился Создал Превратил
Россию сделал великой державой
Реформатор
Учащимся нравится составлять синквейны, это дает им возможность в творческой форме проявить себя, а для учителя еще раз обратить внимание на основные характерные черты изучаемого явления.
Приём «составления кластера».
Посетил многие страны Европы
Дальневидный прекрасный полководец
Умный ПЕТР I флотоводец
Решительный организатор промышленности
Трудолюбивый сторонник науки
В старших классах, данный этап урока проходит в форме дискуссии. Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу урока и высказывают свои мнения, опираясь на изученный учебный материал.
© 2016, Аюшеев Андрей Валентинович 1290