СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование новейших технологий при обучении русскому языку и литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новейших технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяются  множество приёмов.

Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

  • обмен первичной информацией;
  • выявление противоречий;
  • переосмысления полученных сведений;
  • сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  • уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

На некоторых уроках эффективно использую чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов). Этот прием, как правило, использую в работе с 6 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  • посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является  ключевым идеи, темы;
  • вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
  • по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • не бояться записывать все, что приходит на ум;
  • дать волю воображению и интуиции;
  • продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
  • постараться построить как можно больше связей;
  • не следовать по заранее определенному плану.

Приведу пример использования кластера на уроке русского языка в 6 классе по теме «Зимний пейзаж». Подготовка к сочинению – описанию (фрагмент урока).

Задание. Работа в группе.

Прочитайте тексты, найдите непосредственное описание снежинок, предоставьте его в виде “кластера – снежинки” (Если нужно, сделайте у снежинки больше шести лучей).

.

 «Снежная  королева»

                       (Х. К. Андерсен)

 

« За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый  тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…»

 

 

                          «Снеговик»

                       (Х.К.Андерсен)

 

«…А что за красота была, когда взошло солнышко!

      Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой  листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!...Вот было великолепие!

Встало солнышко…Ах как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазной пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!»

Составление кластера.

 

У учащихся получаются такие работы:

"Снеговик"

Снежинки можно описать по форме, цвету, размеру, узору, по ощущению, по действию.

Примеры находим на составленном “кластере”

Дополните “кластеры” своими словами, характеризующими снежинки по разным признакам, не забывая о синонимах ( сквозные, пушистые, резные, холодные, хрупкие; кружатся, порхают, как бабочки…)

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Категория: Русский язык
31.12.2014 01:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!