СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Специфика инновационных преобразований в современном Российском образовании заключается в направленности его реформирования на изменение социальной функции образования - участие системы образования в решении стратегических задач экономического развития общества. Инновирование системы образования в профессиональной школе направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов востребованных на рынке труда. Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, разрешать нестандартные проблемные ситуации. Соответственно, принципиально меняются цели профессионального образования как социального института. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством решения проблемных ситуаций, основой для успешной практической деятельности. Другими словами, отечественная система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения, для профессиональных образовательных учреждений - от видов деятельности определяемых стандартом специальности будущих специалистов.
Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т.е. компетентностный подход - связан с заказом на образование со стороны работодателей - тех, кому нужен компетентный специалист. Это возможно только тогда, когда образование становится личностно значимой деятельностью студента. Такое образование невозможно «дать», оно осуществляется только в процессе самостоятельной работы студента. Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение. Педагогическая технология в общепринятой интерпретации означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Большинство известных образовательных технологий нацелено на передачу и усвоение учащимися знаний, умений, навыков. Согласно идеям компетентностного подхода образовательную ценность имеет не только присвоенная человеком система знаний, но и освоение способов их получения, умение осознать потребность в новом знании, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми восполнить имеющиеся пробелы, умение решать проблемы и т.д.
Педагогические технологии адекватные идеям компетентностно-ориентированного образования отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: учащийся в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. Использование в образовательном процессе технологий компетентностно-ориентированного образования предполагает кардинальное изменение роли преподавателя, который выполняет функции эксперта, тьютора, руководителя проекта, консультанта.
Обобщение вышеизложенного позволяет сделать вывод: компетентностно-ориентированные педагогические технологии являются инновационными технологиями, так как соответствуют целям инновационных преобразований: посредством использования данных технологий в образовательный процесс внедряются новшества, способствующие решению стратегических задач социально-экономического развития общества.
В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой арсенал педагогических технологий, которые можно отнести к компетентностно-ориентированным технологиям. К ним относятся технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения), альтернативные и авторские технологии. Рассмотрим особенности двух инновационных комптентностно-ориентированных педагогических технологий, которые могут быть успешно использованы в профессиональном и постдипломном образовании.
Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в профессиональном образовании, является технология «Портфолио», которая активно применяется в системе профильного школьного образования.
Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:
· выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за определенный период обучения;
· форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
При этом все отмечают, что цель создания портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки.
Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае. В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.).
Портфолио учащегося является одним из способов формирования ключевых компетентностей, в том числе и профессиональных компетентностей, составляющими которых являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося, поэтому идеи технологии «Портфолио» находят свое отражение в педагогическом процессе учреждений профессионального образования.
В профессиональном образовании целесообразно использовать следующее виды портфолио:
Типология и виды портфолио не являются определенными раз и навсегда: каждый педагог вправе самостоятельно видоизменять и усовершенствовать портфолио, соблюдая принципы компетентностно-ориентированного образования. Структура портфолио может меняться - усложняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.
Можно сказать, что любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, учащийся осознает собственную субъектную позицию.
Сегодня все более популярным в системе профессионального и дополнительного профессионального образования становится технология «кейс-стади» (case-study) - технология обучения Гарвардского университета, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case - «случай»). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, о ситуационных задачах.
Чаще всего под кейсом (ситуацией) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной практической, производственной, профессиональной ситуации. Кейсы, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Исторически метод case-study (конкретных ситуаций) возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода «кейс-стади» было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Метод оказался эффективным, прежде всего, для формирования таких профессиональных качеств, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.
Метод case-study предполагает:
· подготовленный в письменном виде пример кейса из практики;
· самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами/слушателями;
· совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
· следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Несмотря на приоритет «процессной» компоненты в методе case-study, он не может применяться без собственно предмета обсуждения - самой конкретной ситуации. Если попытаться выделить существенные черты конкретной ситуации как таковой, то стоит остановиться на следующем:
Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. В таком смысле - это «препарированная» автором ситуация из практики. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения.
Во-вторых, кейс должен соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. Кейс потому и учебный, что учит, формирует определенные профессиональные навыки в контексте конкретного научного и методического мировоззрения.
В-третьих, кейсов может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними должна научить студентов/слушателей анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в изучаемых процессах. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации - это необходимое условие наличия учебной ситуации.
Различают следующие виды кейсов: ситуации - иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации - оценки, ситуации - проблемы. Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся. Case-study является компетентностно-ориентированной технологией, так как позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Технология case-study развивает группу определенных умений, способствующих формированию ключевых профессиональных компетентностей современного специалиста:
В заключении стоит отметить, что набор осваиваемых учащимися способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять выпускникам профессиональных образовательных учреждений соответствовать различным профессиональным ситуациям, быть востребованными на рынке труда. Действенность профессионально-образовательного процесса определяется компетентностно-ориентированной учебно-пространственной средой, где учащийся, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью и сумма усвоенной учебной информации находит свое отражение в решении профессиональных задач.
Литература
© 2017, Анисенко Надежда Петровна 1126