СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ - КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Н.М. Савина, ст. преподаватель Белгородского регионального ИПКППС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика инновационных преобразований в современном Российском образовании заключается в направленности его реформирования на изменение социальной функции образования - участие системы образования в решении стратегических задач экономического развития общества. Инновирование системы образования в профессиональной школе направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов востребованных на рынке труда. Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, разрешать нестандартные проблемные ситуации. Соответственно, принципиально меняются цели профессионального образования как социального института. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством решения проблемных ситуаций, основой для успешной практической деятельности. Другими словами, отечественная система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения, для профессиональных образовательных учреждений - от видов деятельности определяемых стандартом специальности будущих специалистов.

Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т.е. компетентностный подход - связан с заказом на образование со стороны работодателей - тех, кому нужен компетентный специалист. Это возможно только тогда, когда образование становится личностно значимой деятельностью студента. Такое образование невозможно «дать», оно осуществляется только в процессе самостоятельной работы студента. Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение. Педагогическая технология в общепринятой интерпретации означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Большинство известных образовательных технологий нацелено на передачу и усвоение учащимися знаний, умений, навыков. Согласно идеям компетентностного подхода образовательную ценность имеет не только присвоенная человеком система знаний, но и освоение способов их получения, умение осознать потребность в новом знании, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми восполнить имеющиеся пробелы, умение решать проблемы и т.д.

Педагогические технологии адекватные идеям компетентностно-ориентированного образования отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: учащийся в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. Использование в образовательном процессе технологий компетентностно-ориентированного образования предполагает кардинальное изменение роли преподавателя, который выполняет функции эксперта, тьютора, руководителя проекта, консультанта.

Обобщение вышеизложенного позволяет сделать вывод: компетентностно-ориентированные педагогические технологии являются инновационными технологиями, так как соответствуют целям инновационных преобразований: посредством использования данных технологий в образовательный процесс внедряются новшества, способствующие решению стратегических задач социально-экономического развития общества.

В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой арсенал педагогических технологий, которые можно отнести к компетентностно-ориентированным технологиям. К ним относятся технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения), альтернативные и авторские технологии. Рассмотрим особенности двух инновационных комптентностно-ориентированных педагогических технологий, которые могут быть успешно использованы в профессиональном и постдипломном образовании.

Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в профессиональном образовании, является технология «Портфолио», которая активно применяется в системе профильного школьного образования.

Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:

  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;

· выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за определенный период обучения;

· форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;

  • антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

При этом все отмечают, что цель создания портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки.

Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае. В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.).

Портфолио учащегося является одним из способов формирования ключевых компетентностей, в том числе и профессиональных компетентностей, составляющими которых являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося, поэтому идеи технологии «Портфолио» находят свое отражение в педагогическом процессе учреждений профессионального образования.

В профессиональном образовании целесообразно использовать следующее виды портфолио:

  • «Портфолио документации». Данный вид портфолио может содержать документы учащегося, показывающие развитие и рост в обучении: зачетные книжки, свидетельства, удостоверения о присвоении квалификации, категории, разряда, получении дополнительного образования и т.п.
  • «Портфолио - коллектор». Этот портфолио может включать материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть материалы, предложенные педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные студентом самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио. Иными словами, «коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет использоваться.
  • «Портфолио процесса» демонстрирует процесс и уровень самостоятельного использования учащимся полученных знаний, умений и навыков при выполнении учебных исследовательских, творческих, информационных, социальных проектов. Портфолио должен отражать все стадии проектной деятельности: погружение в проект (проблематизация), разработка проекта (планирование и организация деятельности), технологическая стадия (осуществление деятельности), заключительная стадия (презентация и оценка результатов).
  • «Портфолио показательный» используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным направлениям; включает лучшие работы студентов, отобранные как самими учащимися, так и педагогами. Показательный портфолио может быть индивидуальным и групповым. Идею группового показательного портфолио можно использовать в конкурсе «Лучшая студенческая группа» и т.п.
  • «Портфолио оценочный» собирается для контроля роста знаний и навыков учащихся и состоит из контрольно-измерительных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, лабораторные работы и т.д. Сбор оценочного портфолио можно поручить учащимся, предоставив право выбора из представленных педагогом контрольно-измерительных материалов различного уровня сложности. Оценочный портфолио педагог может составить самостоятельно и предоставить его заблаговременно (до окончания курса обучения), таким образом акцентировать внимание учащихся на достижение запланированного результата.
  • «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные педагогами, руководителями практики, родителями, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов.
  • «Портфолио достижений» располагает материалами, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, контрольные работы, тесты, благодарственные письма, грамоты, отзывы, фотографии и т.д. Портфолио достижений целесообразно использовать в конкурсах «Студент - исследователь» и т.п.

Типология и виды портфолио не являются определенными раз и навсегда: каждый педагог вправе самостоятельно видоизменять и усовершенствовать портфолио, соблюдая принципы компетентностно-ориентированного образования. Структура портфолио может меняться - усложняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.

Можно сказать, что любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, учащийся осознает собственную субъектную позицию.

Сегодня все более популярным в системе профессионального и дополнительного профессионального образования становится технология «кейс-стади» (case-study) - технология обучения Гарвардского университета, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case - «случай»). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, о ситуационных задачах.

Чаще всего под кейсом (ситуацией) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной практической, производственной, профессиональной ситуации. Кейсы, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Исторически метод case-study (конкретных ситуаций) возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода «кейс-стади» было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Метод оказался эффективным, прежде всего, для формирования таких профессиональных качеств, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.

Метод case-study предполагает:

· подготовленный в письменном виде пример кейса из практики;

· самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами/слушателями;

· совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;

· следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Несмотря на приоритет «процессной» компоненты в методе case-study, он не может применяться без собственно предмета обсуждения - самой конкретной ситуации. Если попытаться выделить существенные черты конкретной ситуации как таковой, то стоит остановиться на следующем:

Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. В таком смысле - это «препарированная» автором ситуация из практики. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения.

Во-вторых, кейс должен соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. Кейс потому и учебный, что учит, формирует определенные профессиональные навыки в контексте конкретного научного и методического мировоззрения.

В-третьих, кейсов может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними должна научить студентов/слушателей анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в изучаемых процессах. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации - это необходимое условие наличия учебной ситуации.

Различают следующие виды кейсов: ситуации - иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации - оценки, ситуации - проблемы. Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся. Case-study является компетентностно-ориентированной технологией, так как позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.

Технология case-study развивает группу определенных умений, способствующих формированию ключевых профессиональных компетентностей современного специалиста:

  • Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать ее).
  • Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
  • Творческие умения (для решения кейс-ситуации очень важны навыки творческой деятельности, которые формируются в генерации альтернативных решений).
  • Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет).
  • Социальные умения (оценка поведения людей, умения слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать свое и т.д.).

В заключении стоит отметить, что набор осваиваемых учащимися способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять выпускникам профессиональных образовательных учреждений соответствовать различным профессиональным ситуациям, быть востребованными на рынке труда. Действенность профессионально-образовательного процесса определяется компетентностно-ориентированной учебно-пространственной средой, где учащийся, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью и сумма усвоенной учебной информации находит свое отражение в решении профессиональных задач.

Литература

  1. Большая книга о маленькой школе [Текст] / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – 243с.
  2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005 - 216с.
  3. Светенко, Т.В. Стратегический менеджмент в образовании [Текст]: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / Т.В. Светенко, И.В Галковская, Е.Н. Яковлева. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 76с.
  4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. Т. 2 / Г.К. Селевко.- М: Изд-во НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.
  5. Теория и практика организации предпрофильной подготовки [Текст] / Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110с.
  6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]: доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, 23 апреля 2002 г. / А.В. Хуторской. – Режим доступа: www.eidos-ru.
  7. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Текст]: научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222c.
  8. Чуракова, О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе [Текст]: дидактические материалы для обучения педагогов. / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. / О.В. Чуракова. – Самара: Изд-во «Профи», 2002. - 41с.
Категория: Всем учителям
06.07.2017 15:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!