СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие, обучение и воспитание нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии предъявляют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к организационным, а также к методическим аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого учителя имеется в распоряжении огромные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, словари и справочники, презентации, электронные учебники, программы, различные виды коммуникации — форумы, блоги, электронная почта, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом преподаватель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, творческого развития и профессионального роста.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».

Одним из факторов, обуславливающих ориентацию системы образования на использование ИКТ в учебном процессе, является возросшее количество пользователей Интернет как в целом в мире, так и в Казахстане. По данным TNS Web Index, в июле 2015 количество пользователей Интернет в РК достигло 3,47 млн. То есть 71% населения страны в возрасте от 12 до 54 лет заходят в сеть минимум не реже одного раза в месяц. [2]

Такая популярность глобальной сети Интернет и компьютерных технологий среди молодежи, и в обществе в целом создала серьезные предпосылки для успешного внедрения ИКТ в учебный процесс, так как нельзя игнорировать факт интеграции технологий в повседневную жизнь сегодняшних школьников. Возросший уровень технического оснащения в образовательных учреждениях в Казахстане является дополнительным фактором внедрения ИКТ.

Основными техническими средствами ИКТ в образовательных учреждениях являются: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все учреждения могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все преподаватели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.

Социальный аспект внедрения ИКТ в школьное образование состоит в том, что все казахстанские школы, в том числе сельские (79% от общего числа школ), из них 55% малокомплектных и отдаленных, получат равный доступ к дистанционному обучению по всем школьным предметам с 1 по 12 классы.

Организации всех уровней образования в 2020 году будут полностью обеспечены компьютерами нового поколения. Если в 2008 году оснащение школ характеризуется наличием компьютеров в соотношении 1: 21, профшкол и лицеев – 23, колледжей – 19, вузов – 10, то в 2020 году это соотношение достигнет показателя 1:1, что будет соответствовать мировым показателям обеспеченности организаций образования компьютерной техникой.

Учебные предметы всех уровней образования будут оцифрованы в форме интерактивных мультимедийных электронных учебников на 3-х языках в соответствии с государственными стандартами образования. Будет осуществлена 100% их поставка в организации образования. Кроме этого все учащиеся и студенты будут иметь доступ к казахстанским и мировым научно-образовательным ресурсам в условиях функционирования портала МОН РК, НЦИ и ресурсных центров. [3]

С появлением компьютерных сетей и других, ИКТ образование приобрело новое качество - возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. Одной из самых популярных программ для этого является «Skype».С ее помощью можно проводить аудио и видеоконференции.

При помощи ИКТ становится возможным мгновенный доступ к научной и учебно-методической информации, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

В педагогической практике ИКТ классифицируются следующим образом:

  1. Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения);
  2. Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учесть алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только той информации, которая слабо усвоена с возможным уточнением этой информации;
  3. Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;
  4. Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
  5. Имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;
  6. Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
  7. Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
  8. Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;
  9. Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме. [4]

ИКТ в обучении английскому языку играет немаловажную роль.

На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая сторона владения языком влияет на правильное восприятие языковых единиц и формирования общей культуры речи. При правильном формировании фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на иностранном языке, что является неотъемлемой частью грамотного овладения устной речью. При обучении фонетике можно использовать презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком. При отработке звуков, можно использовать программы-тренажеры, которые ведут контроль за произношением слова, и ребенок не сможет перейти на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно. Чтение - это неотделимая часть при обучении языку. На данном этапе очень помогают гипертексты. Гипертекст – это возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте.

Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических форм, дети гораздо быстрее усваивают полученную информацию, представленную в наглядной форме, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда ребенок видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней.

Использование мультимедийных презентаций даёт возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление мотивации учения; систематизацию изученного материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося.

Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке. [5]

Проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Несмотря на огромное преимущество компьютера, именно учитель может обеспечить целостность, системность и эффективность в обучении. Существенным недостатком является то, что многие учащиеся и преподаватели не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом.

Несмотря на недостатки, хочется все же отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, мотивирующую студентов более интенсивно анализировать изучаемый предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем.

Одним из плюсов применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

По данным учёных человек запоминает 20% услышанной информации и 30% увиденной, и более 50%, если он видит и слышит ее одновременно. Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

С помощью ИКТ на уроках в школе можно:

  • сделать учебную деятельность детей более содержательной;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
  • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов; повысить качество обучения, желания учиться; сделать урок наглядным, динамичным.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи. Именно поэтому использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

03.11.2016 11:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!