СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие, обучение и воспитание нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии предъявляют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к организационным, а также к методическим аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого учителя имеется в распоряжении огромные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, словари и справочники, презентации, электронные учебники, программы, различные виды коммуникации — форумы, блоги, электронная почта, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом преподаватель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, творческого развития и профессионального роста.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».
Одним из факторов, обуславливающих ориентацию системы образования на использование ИКТ в учебном процессе, является возросшее количество пользователей Интернет как в целом в мире, так и в Казахстане. По данным
Такая популярность глобальной сети Интернет и компьютерных технологий среди молодежи, и в обществе в целом создала серьезные предпосылки для успешного внедрения ИКТ в учебный процесс, так как нельзя игнорировать факт интеграции технологий в повседневную жизнь сегодняшних школьников. Возросший уровень технического оснащения в образовательных учреждениях в Казахстане является дополнительным фактором внедрения ИКТ.
Основными техническими средствами ИКТ в образовательных учреждениях являются: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все учреждения могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все преподаватели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.
Социальный аспект внедрения ИКТ в школьное образование состоит в том, что все казахстанские школы, в том числе сельские (79% от общего числа школ), из них 55% малокомплектных и отдаленных, получат равный доступ к дистанционному обучению по всем школьным предметам с 1 по 12 классы.
Организации всех уровней образования в 2020 году будут полностью обеспечены компьютерами нового поколения. Если в 2008 году оснащение школ характеризуется наличием компьютеров в соотношении 1: 21, профшкол и лицеев – 23, колледжей – 19, вузов – 10, то в 2020 году это соотношение достигнет показателя 1:1, что будет соответствовать мировым показателям обеспеченности организаций образования компьютерной техникой.
Учебные предметы всех уровней образования будут оцифрованы в форме интерактивных мультимедийных электронных учебников на 3-х языках в соответствии с государственными стандартами образования. Будет осуществлена 100% их поставка в организации образования. Кроме этого все учащиеся и студенты будут иметь доступ к казахстанским и мировым научно-образовательным ресурсам в условиях функционирования портала МОН РК, НЦИ и ресурсных центров. [3]
С появлением компьютерных сетей и других, ИКТ образование приобрело новое качество - возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. Одной из самых популярных программ для этого является «Skype».С ее помощью можно проводить аудио и видеоконференции.
При помощи ИКТ становится возможным мгновенный доступ к научной и учебно-методической информации, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
В педагогической практике ИКТ классифицируются следующим образом:
ИКТ в обучении английскому языку играет немаловажную роль.
На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая сторона владения языком влияет на правильное восприятие языковых единиц и формирования общей культуры речи. При правильном формировании фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на иностранном языке, что является неотъемлемой частью грамотного овладения устной речью. При обучении фонетике можно использовать презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком. При отработке звуков, можно использовать программы-тренажеры, которые ведут контроль за произношением слова, и ребенок не сможет перейти на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно. Чтение - это неотделимая часть при обучении языку. На данном этапе очень помогают гипертексты. Гипертекст – это возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте.
Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических форм, дети гораздо быстрее усваивают полученную информацию, представленную в наглядной форме, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда ребенок видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней.
Использование мультимедийных презентаций даёт возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление мотивации учения; систематизацию изученного материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося.
Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке. [5]
Проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Несмотря на огромное преимущество компьютера, именно учитель может обеспечить целостность, системность и эффективность в обучении. Существенным недостатком является то, что многие учащиеся и преподаватели не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом.
Несмотря на недостатки, хочется все же отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, мотивирующую студентов более интенсивно анализировать изучаемый предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем.
Одним из плюсов применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанной информации и 30% увиденной, и более 50%, если он видит и слышит ее одновременно. Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
С помощью ИКТ на уроках в школе можно:
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи. Именно поэтому использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
© 2016, Абильдинова Алена Куатбековна 3495