СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с компьютерной поддержкой и урок с использованием мультимедийной презентации. Ключевые моменты. / Мойсюк В.И./ Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития учебного процесса в начальных классах. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядный материал повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения содействует развитию у учащихся наблюдательности, внимания, речи, мышления. Компьютер помогает обеспечить наглядность и компактность хранения материала. В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только предоставить обучающемуся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у него интеллектуальные, творческие способности. Следует различать компьютерный урок и компьютерную поддержку урока. На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной урочной системы организации учебного процесса и постепенно приучает школьников к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала. Мультимедийная презентация – уникальный и самый современный в настоящее время способ предоставления наглядной информации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Также возможны ситуации, в которых имеет смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что способствует запоминанию и усвоению изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождая ресурсы здоровья детей. Применение на уроках мультимедийных презентаций помогает решить следующие дидактические задачи: *усвоить базовые знания по предмету; * систематизировать усвоенные знания; *сформировать навыки самоконтроля; *сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; *оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нём по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несёт познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения; развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности; воспитательный аспект: формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Мультимедийные технологии могут использоваться: *для объявления темы урока (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты) * как сопровождение объяснения учителя (краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты) * для контроля знаний (тест и его результаты для самопроверки) Преимущества использования мультимедийных презентаций * Какой бы сложной и «скучной» ни была тема урока, она станет интересной школьнику, если учебный материал представить на экране в красках, со звуком и другими эффектами. (Пример: словарный диктант) * Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит, остаётся больше времени на закрепление. * Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%. Мультимедиа - программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше. *Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на слайде *Анимационные, звуковые, видеоэффекты позволяют использовать на уроке особый вид наглядности – динамическую, делая его более эмоциональным, что соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов * Демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов; * Предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов; * Обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете; *Изменяется отношение к компьютеру у учащихся: восприятие его в качестве универсального инструмента для работы Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и поэтому на уроке реально только фрагментарное включение компьютерного материала в сочетании с другими средствами обучения. Основные методические правила компьютерной поддержки урока. 1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды. 2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности. 3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся. 4. Компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять, модернизировать, варьировать способы применения. Рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций *Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. *Для надписей и заголовков следует употреблять чёткий крупный шрифт. Ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ. *Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать вслух во время демонстрации презентации. *Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последних парт. *Заливка фона, букв, линий должна быть спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывать раздражения и утомления глаз. *Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны равномерно заполнять всё экранное поле. *Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. *На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 минуты), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. *Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. Урок с компьютерной поддержкой и урок с использованием мультимедийной презентации. Ключевые моменты. / Мойсюк В.И./ Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития учебного процесса в начальных классах. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядный материал повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения содействует развитию у учащихся наблюдательности, внимания, речи, мышления. Компьютер помогает обеспечить наглядность и компактность хранения материала. В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только предоставить обучающемуся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у него интеллектуальные, творческие способности. Следует различать компьютерный урок и компьютерную поддержку урока. На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной урочной системы организации учебного процесса и постепенно приучает школьников к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала. Мультимедийная презентация – уникальный и самый современный в настоящее время способ предоставления наглядной информации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Также возможны ситуации, в которых имеет смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что способствует запоминанию и усвоению изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождая ресурсы здоровья детей. Применение на уроках мультимедийных презентаций помогает решить следующие дидактические задачи: *усвоить базовые знания по предмету; * систематизировать усвоенные знания; *сформировать навыки самоконтроля; *сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; *оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нём по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несёт познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения; развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности; воспитательный аспект: формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Мультимедийные технологии могут использоваться: *для объявления темы урока (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты) * как сопровождение объяснения учителя (краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты) * для контроля знаний (тест и его результаты для самопроверки) Преимущества использования мультимедийных презентаций * Какой бы сложной и «скучной» ни была тема урока, она станет интересной школьнику, если учебный материал представить на экране в красках, со звуком и другими эффектами. (Пример: словарный диктант) * Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит, остаётся больше времени на закрепление. * Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%. Мультимедиа - программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше. *Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на слайде *Анимационные, звуковые, видеоэффекты позволяют использовать на уроке особый вид наглядности – динамическую, делая его более эмоциональным, что соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов * Демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов; * Предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов; * Обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете; *Изменяется отношение к компьютеру у учащихся: восприятие его в качестве универсального инструмента для работы Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и поэтому на уроке реально только фрагментарное включение компьютерного материала в сочетании с другими средствами обучения. Основные методические правила компьютерной поддержки урока. 1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды. 2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности. 3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся. 4. Компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять, модернизировать, варьировать способы применения. Рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций *Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. *Для надписей и заголовков следует употреблять чёткий крупный шрифт. Ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ. *Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать вслух во время демонстрации презентации. *Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последних парт. *Заливка фона, букв, линий должна быть спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывать раздражения и утомления глаз. *Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны равномерно заполнять всё экранное поле. *Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. *На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 минуты), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. *Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
04.01.2015 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!