Урок с компьютерной поддержкой и урок с использованием мультимедийной презентации. Ключевые моменты.
/ Мойсюк В.И./
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития учебного процесса в начальных классах. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядный материал повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения содействует развитию у учащихся наблюдательности, внимания, речи, мышления. Компьютер помогает обеспечить наглядность и компактность хранения материала. В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только предоставить обучающемуся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у него интеллектуальные, творческие способности.
Следует различать компьютерный урок и компьютерную поддержку урока. На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной урочной системы организации учебного процесса и постепенно приучает школьников к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала.
Мультимедийная презентация – уникальный и самый современный в настоящее время способ предоставления наглядной информации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Также возможны ситуации, в которых имеет смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что способствует запоминанию и усвоению изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождая ресурсы здоровья детей.
Применение на уроках мультимедийных презентаций помогает решить следующие дидактические задачи:
*усвоить базовые знания по предмету;
* систематизировать усвоенные знания;
*сформировать навыки самоконтроля;
*сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
*оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нём по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несёт познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности;
воспитательный аспект: формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут использоваться:
*для объявления темы урока (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты)
* как сопровождение объяснения учителя (краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты)
* для контроля знаний (тест и его результаты для самопроверки)
Преимущества использования мультимедийных презентаций
* Какой бы сложной и «скучной» ни была тема урока, она станет интересной школьнику, если учебный материал представить на экране в красках, со звуком и другими эффектами. (Пример: словарный диктант)
* Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит, остаётся больше времени на закрепление.
* Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%. Мультимедиа - программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше.
*Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на слайде
*Анимационные, звуковые, видеоэффекты позволяют использовать на уроке особый вид наглядности – динамическую, делая его более эмоциональным, что соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов
* Демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов;
* Предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов;
* Обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете;
*Изменяется отношение к компьютеру у учащихся: восприятие его в качестве универсального инструмента для работы
Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и поэтому на уроке реально только фрагментарное включение компьютерного материала в сочетании с другими средствами обучения.
Основные методические правила компьютерной поддержки урока.
1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды.
2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности.
3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся.
4. Компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять, модернизировать, варьировать способы применения.
Рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций
*Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
*Для надписей и заголовков следует употреблять чёткий крупный шрифт. Ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ.
*Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать вслух во время демонстрации презентации.
*Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последних парт.
*Заливка фона, букв, линий должна быть спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывать раздражения и утомления глаз.
*Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны равномерно заполнять всё экранное поле.
*Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
*На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 минуты), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
*Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Урок с компьютерной поддержкой и урок с использованием мультимедийной презентации. Ключевые моменты. / Мойсюк В.И./
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития учебного процесса в начальных классах. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядный материал повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения содействует развитию у учащихся наблюдательности, внимания, речи, мышления. Компьютер помогает обеспечить наглядность и компактность хранения материала. В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только предоставить обучающемуся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у него интеллектуальные, творческие способности.
Следует различать компьютерный урок и компьютерную поддержку урока. На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной урочной системы организации учебного процесса и постепенно приучает школьников к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала.
Мультимедийная презентация – уникальный и самый современный в настоящее время способ предоставления наглядной информации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Также возможны ситуации, в которых имеет смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что способствует запоминанию и усвоению изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождая ресурсы здоровья детей.
Применение на уроках мультимедийных презентаций помогает решить следующие дидактические задачи:
*усвоить базовые знания по предмету;
* систематизировать усвоенные знания;
*сформировать навыки самоконтроля;
*сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
*оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нём по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несёт познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности;
воспитательный аспект: формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут использоваться:
*для объявления темы урока (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты)
* как сопровождение объяснения учителя (краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты)
* для контроля знаний (тест и его результаты для самопроверки)
Преимущества использования мультимедийных презентаций
* Какой бы сложной и «скучной» ни была тема урока, она станет интересной школьнику, если учебный материал представить на экране в красках, со звуком и другими эффектами. (Пример: словарный диктант)
* Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит, остаётся больше времени на закрепление.
* Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%. Мультимедиа - программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше.
*Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на слайде
*Анимационные, звуковые, видеоэффекты позволяют использовать на уроке особый вид наглядности – динамическую, делая его более эмоциональным, что соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов
* Демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов;
* Предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов;
* Обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете;
*Изменяется отношение к компьютеру у учащихся: восприятие его в качестве универсального инструмента для работы
Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и поэтому на уроке реально только фрагментарное включение компьютерного материала в сочетании с другими средствами обучения.
Основные методические правила компьютерной поддержки урока.
1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды.
2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности.
3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся.
4. Компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять, модернизировать, варьировать способы применения.
Рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций
*Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
*Для надписей и заголовков следует употреблять чёткий крупный шрифт. Ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ.
*Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать вслух во время демонстрации презентации.
*Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последних парт.
*Заливка фона, букв, линий должна быть спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывать раздражения и утомления глаз.
*Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны равномерно заполнять всё экранное поле.
*Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
*На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 минуты), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
*Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.