СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ для проектно-исследовательская деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ИКТ для проектно-исследовательская деятельность.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных учащихся учебных заведений— люди, обладающие проектным типом мышления.

Задача учителя состоит в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить стремление к успеху, творчеству, уважать интересы каждого. Для решения этой задачи лучше всего подходит метод проектно-исследовательской деятельности, который занимает особое место на уроках информатики. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения

Работа учителя в процессе преподавания информатики направлена на конкретную цель – сформировать у учеников определенные, согласованные с программой, знания и умения по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проекта это возможно сделать на более высоком творческом, индивидуальном уровне. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или программой.

Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность обучающихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:

Ø подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;

Ø исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)

Ø реализация проекта;

Ø защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности обучающихся).

Правила успешности проектной деятельности 1. В команде нет лидеров. Все дети равны. 2. Команда не соревнуется. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

При выборе темы проекта, по моему мнению, не надо навязывать детям определенную тематику будущей работы. Ведь выбор темы это одно из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом обучающиеся должны сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать основные возможности той программы, на которой будет создан проект. Разнообразие областей деятельности, для которых создаются проекты, демонстрирует личные интересы и приоритеты обучающихся.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) • Умение находить несколько вариантов решения проблемы • Умение выдвигать гипотезы • Умение устанавливать причинно-следственные связи Умения и навыки работы в сотрудничестве: • Навыки коллективного планирования • Умение взаимодействоать с любым партнером • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач • Навыки делового партнерского общения • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: • Умение проектировать процесс (изделие) • Умение планировать деятельность, время, ресурсы • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Коммуникативные умения: • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. • Умение вести дискуссию • Умение отстаивать свою точку зрения • Умение находить компромисс • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: • Навыки монологической речи • Умение уверенно держать себя во время выступления • Артистические умения • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Источниками данных для работы над проектом могут быть:

Ø ресурсы сети Интернет, с помощью которой ученики учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;

Ø вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);

Ø лекционный и практический материал уроков.

Во время урока или факультативного занятия преподавателю надо сделать многое:

  • провести опрос,
  • проверить домашнее задание,
  • разобрать новый материал,
  • закрепить его,
  • увидеть рост каждого,
  • создать ситуацию успеха.

Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, учитель может создавать свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты и т.д.

Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных компьютерных технологий в практике преподавания информатики.

На первых этапах применяю информационные технологии для создания различного дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office:

  • текстовый редактор Word;
  • электронные таблицы Microsoft Excel;
  • технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
  • технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы РowerPoint;
  • технологию AutoPlay Media Studio для создания графической оболочки автозапуска всех файлов какого-либо приложения;
  • технологию создания видеоматериала программой CamStudio.

Урок информатики без ИКТ не представляю. Поэтому преподавателям информатики приходится идти на шаг вперед.

Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения преподавателя.

Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели.

Используя интеграцию предметов математики, физики, биологии, астрономии и информатики, учащиеся с удовольствием составляют проекты по различным разделам информатики. При составлении проектов учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике, но и предусмотреть возможность поиска информации при возникновении в проекте какой-то проблемы, которые всегда возникают и возможны при выполнении данных проектов. Выполняя такой проект, учащиеся сразу может оценить свои возможности и научиться самостоятельно добывать информацию и решать проблемы при создании проекта.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно учащиеся, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для учащегося, чем штудирование скучных страниц учебника.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и преподаватель и учащийся должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации преподавателей.

Время шагает вперёд. Теперь преподаватель может сэкономить огромное количество времени на подготовку "мультимедийно-интерактивного" урока. IT- профессионалы совместно с профессионалами - педагогами разрабатывают полноценные коллекции электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для всех ступеней образования: дошкольного, среднего, среднеспециального, высшего. Задача преподавателя - предметника теперь сводится к тому, чтобы изучить имеющиеся коллекции ресурсов по своему предмету "распределить" их в своём тематическом плане, научиться "технически" их использовать, обучить детей правильному использованию данных информационных ресурсов.

Основные направления использования ЭОР

Основными направлениями являются:

1. контроль знаний учащихся;

2. самообразование учащихся и педагогов;

3. иллюстративное сопровождение процесса объяснения нового материала;

4. возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам;

5. возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям;

6. увеличение доли практических занятий;

7. обучение с помощью автоматизированных систем;

8. формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;

9. обучение профессиональному или предметному применению ИКТ в избранной сфере деятельности.

В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения, он развивает творческие способности школьников и дает возможность для самовыражения.

Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

03.01.2015 20:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!