СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических игр на уроках естествознания в специальных коррекционных школах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности детей с интеллектуальными нарушениями во многом будет зависеть от правильности выбора и использования методов работы. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся, относится дидактическая игра.

Дидактические игры и упражнения, применяемые при обучении и воспитании умственно отсталых детей дошкольного возраста, описаны А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Соколовой. Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны А. К. Аксеновой и Э. В. Якубовской. Дидактические игры и упражнения, которые могут привлекаться в процессе изучения математических дисциплин, опубликованы в работах М. Н. Перовой, А. А. Хилько.

Констатирующий эксперимент, включавший наблюдения, беседы, анкетирование, показал, что ребята проявляют негативное отношение в первую очередь к разделам «Растения» и «Человек». Это частично объясняется значительным усложнением программ этих разделов по сравнению с предыдущими программами.

Чаще практиковались экскурсии во внеурочное время, шире использовались технические средства обучения, более разнообразно велась работа с тетрадью: выполнялись зарисовки, записывались трудные термины, заполнялись схемы, таблицы, перфокарты, фиксировался вывод по уроку. Все это несколько повысило интерес к предмету. На втором этапе обучающего эксперимента мы стали использовать дидактические игры, занимательный материал, которые в практике вспомогательных школ на уроках естествознания применяются крайне редко. В ходе подготовительной работы были отобраны и адаптированы по содержанию дидактические игры, составлены многочисленные ребусы и кроссворды естествоведческого характера. В результате сложилась система, представленная в данном пособии, которая охватывает все разделы: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек». Результаты наших экспериментов показали, что дидактическая игра — это метод обучения (соответствующий силам и возможностям учащихся со сниженным интеллектом), который повышает эффективность обучения естествознанию и помогает пробудить интерес к изучаемому материалу.

Увлекательные формы работы пробудили у учащихся интерес к естествознанию как к учебному предмету («Пойдем на урок — там будут интересные игры»). В дальнейшем у некоторых школьников он перерос в познавательный интерес к содержательной стороне природоведческого материала.

На родительских собраниях мы выяснили, что дети стали чаще читать книги о растениях и животных, некоторые из них попросили родителей подписаться на журнал «Юный натуралист». Часть опрошенных выпускников экспериментальных классов отметили, что это, пожалуй, один из самых доступных журналов, который они продолжают читать после окончания школы.

Личные наблюдения, данные многолетнего эксперимента, обобщение опыта учителей, обработка литературных источников позволили нам систематизировать и представить материалы по вопросам содержания и методике проведения дидактических игр природоведческого характера. Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов (например, при решении кроссвордов орфографические ошибки не позволяют вписать в пересекающиеся колонки правильно отгаданные слова). У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

В процессе игровой деятельности, особенно в играх соревновательного характера по рядам, командам, группам у учеников развивается чувство коллективизма. Ребята переживают не только за себя, но и за одноклассников, стараются помочь друг другу.

Во время игры на уроке создается хороший эмоциональный настрой, быстро снимается усталость. Нельзя не отметить, что у учащихся вырабатывается бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их, потому что не смогут играть на последующих уроках; то есть положительное воздействие игры на детей со сниженным интеллектом не вызывает сомнения.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к умственно отсталым учащимся. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившееся животное (растение). Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить двух животных, другие — картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур животного. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.

На вопрос о месте игры на уроке, методисты отвечают по-разному. Одни утверждают, что игры целесообразнее проводить на этапе закрепления, другие считают, что введение игры в урок оправдано как элемент отдыха, третьи — что игра может быть использована на любом этапе урока. Мы разделяем последнюю точку зрения. В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту. (Тема урока «Сосна».)

Или учитель говорит: «Здесь зашифрована тема нашего урока».

Другой вариант: «Решите занимательный пример. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока». На доске:

«Ба + большой сосуд = летающее насекомое»

Преподаватель использует игры в процессе объяснения нового материала. Так, при проведении урока на тему «Растение — целостный организм» предлагается игра «Где ошибся художник?» Ученики должны исправить ошибки на магнитной доске, переставив отдельные карточки таким образом, чтобы сложить целостное цветковое растение (корень, стебель, лист, цветок).

Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания учащихся. Например, один ученик на доске заполняет кроссворд, другой — закрывает карточку зоологического лото, третий — складывает из разрезных частей изображение изучаемого животного и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных школьников.

Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Известно, что повторное воспроизведение учебного материала снижает интерес к предмету, если проводится в форме только чтения статьи учебника и последующей беседы. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Например, на обобщающем уроке учащиеся разгадывают кроссворд, вспоминая и уточняя естествоведческие понятия. При правильных ответах по горизонтали появляется обобщающее слово — название изученной темы.

Иногда загадка, ребус, шарада используются как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п. Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

1. игры с предметами;

2. настольные (настольно-печатные) игры;

словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Приведем примеры некоторых настольных игр.

· «Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш? », «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

· «Почта». Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку, сложить их в конверт и подписать «адрес» (например, «Злаковые культуры»).

· «Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены на квадраты (4-6), в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильных учеников вместо слов на больших картах написаны загадки.

Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развития насекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослого насекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованы различные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их в нужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективной работе вводится элемент соревнования — кто быстрее сложит.

· «Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок, орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.

· «Собери картинку». Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.

· «Где ошибся художник?» Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и неточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинное животное», «Тяни-Толкай», «Чудо-растение». «Домино». Игра проводится за партами, а во время коллективной работы — на магнитной доске. Учащимся раздаются карточки из тонкого картона, разделенные на две части. На одной наклеено изображение растения, на другой написано название семейства. Необходимо к семейству подобрать и приложить соответствующего представителя растительного мира или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон.

Словесные (вербальные) игры построены на словах и действиях играющих. В старших классах коррекционной школы рекомендуется чаще использовать эти игры. С их помощью дети, опираясь на имеющиеся представления об объектах, углубляют сведения о них, применяют приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах, размышляют о предметах и явлениях, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.

Вербальные игры учат самостоятельному решению разнообразных мыслительных задач:

· описывать предметы и объекты природы, выделяя их

· характерные признаки (например, составление загадок самими детьми);

· отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета (игры из серии «Узнай по описанию»);

· искать сходства и различия, группировать предметы и объекты природы, обобщать и классифицировать их («Назови одним словом», «Кто чем питается?», «Похож - непохож»);

· находить алогизмы в суждениях («Небылицы», «В чем ошибся писатель?»).

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, выдержку, чувство юмора («Летает — не летает»). Они направлены на развитие речи, воспитание навыка правильного произношения и написания новых слов, на закрепление и активизацию словаря.

Категория: Всем учителям
20.02.2016 18:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!