СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Йо, чуваки, камон» или как разговаривать с подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак, всё было хорошо ровно до того момента, когда вы случайно услышали телефонный разговор своего отпрыска с кем-то, очевидно, вообще не знающим русский язык, потому что как иначе объяснить, что вы не поняли ни единого слова?

Или вы вышли в коридор на перемене, а там старшеклассники обсуждают каких-то фрешменов и их хайпожорство, и теперь вы в замешательстве, стоит ли сделать замечание за это посягательство на русский язык? Что ж, давайте разбираться, для чего нужен сленг, когда он появился, что же означают все эти абсолютно не литературные словечки, и как разговаривать с подростком так, чтобы уж точно не зашквариться.

Есть такое распространённое мнение, что сленг - это мусор, без которого нам всем (взрослым) жилось бы легче. Собственно, мы так и говорим: «засорение языка», как будто есть нерушимый литературный идеал, придуманный, скажем, Пушкиным, а всё, что этому идеалу не соответствует, это снижение планки и неподобающее поведение. Этот стереотип навязывает нам, что сленг - это удел ленивых детей, которым стоит напрячься и «очистить» свою речь. «Неужели сложно разговаривать нормально?» - вот что частенько слышат подростки в свою сторону. Однако, первая вещь, которую стоит уяснить: не существует двух крайностей - литературная речь и «низкая», как многие привыкли себе представлять. Язык гораздо сложнее, комплекснее, интереснее, многограннее и живее, чем эти два варианта. Поэтому сегодня я попробую защитить сленг и тех, кто его употребляет. И защищать я их буду, опираясь на лингвистику и историю.

Что вообще такое сленг?

Конечно, есть множество определений. Но если немного обобщить, то можно сказать так: сленг - это бытующие в разговорной речи довольно непрочные, неустойчивые, практически никак не зафиксированные, а часто и вовсе случайные и беспорядочные совокупности слов. Такие лексемы отражают общественное сознание людей, принадлежащих к одной и той же профессиональной или социальной среде. Сленг - это абсолютно сознательное искажение общеупотребительных слов или заимствование из других языков в чисто стилистических целях. Чаще всего сленговые словечки используются для создания эффекта новизны, необычности, отличия от признанных образцов, иногда для передачи настроения, и практически всегда - для придания своей речи живости, яркости, выразительности, точности, образности, а также чтобы избежать клишированных литературных фраз.

Вопреки мнению, что сленг становится следствием скудости словарного запаса, сленг в своей основе использует массу стилистических литературных приёмов. Метафора, метонимия, в том числе и синекдоха, гротеск, литота, эвфемизм - всё это бессознательно применяют подростки, когда говорят между собой. А ещё звукоподражание, сокращение составов слов, словосложение, превращение имён собственных в нарицательные, заимствования, окказионализмы, народная этимология.

Очень часто сленговое словотворчество вообще переходит в разряд самовыражения и развития фантазии.

В социальной сфере сленг представляет собой довольно интересный феномен. Это и своеобразный кодовый язык, и в то же время типичный подростковый бунт против норм и правил. Здесь примерно то же самое, что и в индустрии модной одежды - подросткам нужно что-то яркое, выделяющее, но при этом парадоксально делающее их всех одинаковыми, а значит, неодинокими.

Зачем молодёжный сленг вообще нужен?

Сленг - это пропуск в мир подростков. Ведь нас, взрослых, в какой-то момент перестали туда пускать, поэтому по-нашему (по-взрослому) стало окрестить все эти словечки бесполезными и опасными выдумками. Хотя такое объяснение вряд ли кого-то устроит, да?

Самым главным барьером к восприятию сленга является его неустойчивость и отсутствие стандартизации. За последние лет пятнадцать только сменилось столько разных модных слов, что большинство из них никто даже с ходу-то и не вспомнит. Еще лет десять назад все подростки поголовно говорили «шняга шняжная», а сейчас это словосочетание максимум вызовет ностальгическую улыбку. Поэтому сленг постоянно создаёт барьер. Даже если пять лет назад вы учились в институте и варились во всём этом многообразии разговорных выражений, это совсем не значит, что и сегодня, зайдя в то же учебное заведение и послушав уже новых студентов, вы их поймёте. Как уж тут воспринимать сленг всерьёз? Хотя некоторые словечки люди проносят через всю жизнь, а потом лингвисты и филологи включают их в литературные словари, и мы забываем, что когда-то эти слова считались несерьёзной молодёжной забавой

Во-вторых, взрослым, как правило, абсолютно не нравится фамильярность, присущая сленгу. Сленговые интонации - шутливые, насмешливые, иронические, пренебрежительные, а иногда даже презрительные, грубые и вульгарные - идут вразрез с тем речевым этикетом, которому мы никогда не учимся специально, но которого взрослые так или иначе придерживаются в социуме.

В-третьих, у взрослых уже попросту нет такой острой социальной потребности в самоидентификации. Мы, как правило, уже прошли все эти мучительные поиски себя и своего места в мире, и почему-то ждём такой же сознательности и от своих детей. А ведь они только начали этот путь. Речь, как и многие другие сферы их жизни, это полигон, на котором они пробуют себя. Ведь сленг, помимо коммуникативной и идентификационной функции, еще и включает в себя когнитивную, мировоззренческую, эзотерическую и экспрессивную составляющую, и все они важны, они развивают мышление.

Естественно, больше всего сказывается влияние интернета. Если до этого сленг приходил своеобразными волнами с появлением какого-то нового движения - стиляг или хиппи, то сейчас практически весь интернет - это постоянно развивающийся особый пласт культуры, который, понятное дело, требует своего собственного языка. В начале двухтысячных был «олбанский» язык, сегодня на нём уже никто не говорит и не переписывается, хотя многие вещи оттуда современный интернет-сленг позаимствовал. Сегодня чаще всего моду задают мемы - это медиаобъект, вирусно ставший популярным и несущий в себе какую-то идею. Это очень всеобъемлющее и сложное понятие, но подростки справляются с ними довольно быстро. Взрослому человеку, чтобы понять какой-то мем, придётся прочитать о его истории, увидеть его в контексте употребления, а подростки схватывают буквально на лету, и тут же превращают мемы в свои же выражения и встраивают в свой лексикон.

Стоит ли употреблять сленг в разговоре с ребёнком?

Это вопрос скорее философский. Если вы в принципе часто пополняете свой словарный запас современными понятиями, вам не составило труда вникнуть в молодёжный сленг, и вам он нравится, то почему бы и нет? Но если вы чувствуете себя «слишком старым для всего это», то любое эдакое словечко из ваших уст будет восприниматься подростками как посягательство на их территорию и скорее оттолкнёт.

Лучший вариант - говорить так, как хочется, но при этом уважительно относиться к самовыражению ребёнка. Если чего-то не понимаете, то можно спокойно попросить объяснения, не стоит делать замечания. Если вам не нравится, что ребёнок переходит на свой инопланетный язык слишком часто или в неподобающих ситуациях, то лучше выяснять это в спокойном разговоре с «я» формулировками, а не скандалить прямо в общественном месте. В принципе, исследования показывают, что чем старше подросток, тем лучше он понимает, где и что говорить. Так что это просто такой период, расслабьтесь. Есть очень большая вероятность, что вы были такими же.

15.03.2019 05:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!