СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта

Учителя истории и обществознания

Панаиотиди Афины Афанасьевны

по теме:

«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

  1. Основная идея опыта.

Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений.

Наличие в ребенке внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель опыта – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствует современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Поэтому, основная идея данного опыта – это разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника, что стало возможным при использовании интерактивного обучения.

  1. Новизна опыта.

Безусловно, для учителя-практика данная технология просто находка, так как это не только один из интереснейших подходов в обучении, но и огромнейший ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках. Кроме того, оно основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Опыт по своему характеру новаторский. Вырабатывался в течение всей педагогической работы автора. Ранее не было добротных методических пособий и достаточной информации о данной технологии в России т.к. только в последнее десятилетие стали появляться научные эксперименты и исследования в области интерактивных методов.

1.4.Научность опыта.

Данные наработки разрабатывались в соответствии с основными положениями педагогического сотрудничества, психологии детского и подросткового возраста и методики преподавания предмета. При планировании своей работы я использую основную способность интерактивного обучения- диалоговое обучение, при котором диалог строится на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

  1. Результативность опыта.

Я считаю, что с использованием в своей работе технологии интерактивного обучения, у меня появилась возможность усилить прежде всего мотивацию обучения у учащихся, появилась возможность формировать ключевые компетентности на своих уроках. В этом для меня заключается успешность преподавания истории и обществознания. За этим будущее. Сегодня это востребовано обществом и даёт позитивные результаты.

Мои ученики активно принимают участие в школьном туре олимпиад по истории и обществознанию, ежегодно занимают призовые места в районных олимпиадах по истории и обществознанию, а также выходят на областной и региональный уровень.

  1. Стабильность опыта.

В результате работы учителя у учеников формируется познавательный интерес к получению знаний по истории и обществознанию. Происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. На протяжении ряда лет ученики показывают достаточно стабильные результаты обучения в зависимости от сложности изучаемого материала, а также от подбора класса. Качество обученности в выпускных классах составляет: 9 классы – история 51 – 58%, 11 классы – 66-75%; обществознание 52-54% и 79-85% соответственно. Выбор ЕГЭ по обществознанию колеблется от 60 до 90% от всего количества выпускников.

  1. Репрезентативность опыта.

Данный опыт доступен в освоении. Его можно применять в любой школе района. Необходимо овладеть методами данной технологии и творчески подходить к планированию каждого отдельно взятого урока или мероприятия. И кроме этого интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.

  1. Оптимальность опыта.

Интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Я думаю, что это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”. Считаю, что сегодня интерактивное обучение как никакая другая технология способствует овладению учеником всеми 7 ключевыми компетентностями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетентностью личностного самосовершенствования и профильной.

Применение данного опыта позволяет учащимся быстрее адаптироваться к постоянному исследованию программного материала, привыкают мыслить творчески, искать нужную информацию самостоятельно и не ждать готовых ответов на вопросы. Это является главным, к чему мы должны стремиться при работе с детьми. Данный опыт позволяет работать в соответствии с нормативами санитарно-гигиенических норм, не отражаясь на здоровье учащихся, позволяет разгрузить учащихся от выполнения объемных домашних заданий.

  1. Системность опыта.

Интерактивные методы обучения используются не только на уроках истории и обществознания, но и во внеурочной деятельности. При планировании работы с учащимися я опираюсь на их владение технологией и знания, полученные в средних классах, что позволяет сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В старших классах происходит совершенствование методики. Постоянное использование интерактивного обучения в работе превращает учителя в консультанта, организатора – фасилитатора, информатора – эксперта.

2 Раздел

2.1. Актуальность.

В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

  • произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах
  • возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования
  • усилено внимание изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории

Исходя из этих особенностей времени у меня сложилась своя система преподавания истории и обществознания в школе. В процессе применения интерактивного обучения на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию.

Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений. Воспитание творческой личности – основная задача современной системы образования. В познавательной сфере творческие способности или креативность определяются в контексте общих интеллектуальных способностей и проявляются в ходе решения творческих задач, участия в проектах, конкурсах, олимпиадах, в отношениях с окружающим миром, в поведении человека и выстраивании взаимоотношений и т.д.

Интерактивное обучение, безусловно способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”, “вспоминать то, что, кажется совсем не знали” (из анкет учащихся).

Интерактивное обучение — это именно такая форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Преподавание истории и обществознания с использованием интерактивного обучения способствует также и формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся.

Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:

  • Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий
  • Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых
  • Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах
  • Освоением информационных “джунглей” Интернета.
Категория: История
20.01.2016 20:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!