СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка» среди 8-11 классов (мероприятие для предметной недели)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

среди 8-11 классов

(мероприятие для предметной недели)

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А.А. Ахматова

Цели:

-разности русского языка;

  • способствовать развитию интереса к русскому языку;

-слову.

Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями о русском языке;

2)ва, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой.

Ход мероприятия

I.Вступительное слово ведущего

Русский язык красив и богат. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

(слайд 1 высказывания о р.я )

1. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­белью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».( А.Н. Толстой писал)

2..Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.)

3.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то по­дарок. (Н.В. Гоголь.)

4.С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустов­ский.)

5.Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.)

II. Приветствие команд

(каждая команда состоит из трех участников, защищают название команды и девиз).

III. Первый конкурс«Устаревшие слова»

(команда находит значение устаревших слов и определение)

Око –

Чело –

Выя –

Чрево –

Перст –

Перси –

Вежды –

Ланиты –

Уста –

Длань –

Десница –

Рыло –

IV. Второй конкурс «Старое – новое»

Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

(определить лексическое значение, в скобках записать слово)

  • Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице ( )
  • Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме ( )
  • Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства ( )
  • Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание ( )
  • Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный ( )
  • Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность

вещи, старье ( )

  • Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга ( )

V. Конкурс «Вопрос и ответ»

(параллельные классы задают вопросы друг другу по тематике)

VI. Конкурс «Угадай фразеологизм»

(с помощью мимики и жестов передать их значение)

  • Чесать язык
  • В одно ухо вошло, в другое вышло
  • Лезть на стенку
  • Совать нос в не свои дела
  • Водить за нос
  • Льет как из ведра
  • Дело в шляпе
  • Бежать сломя голову
  • Уши вянут
  • Медвежья услуга
  • За три девять земель
  • Клевать носом
  • Зарубить на носу
  • Вставлять палки в колеса
  • Плакать в жилетку
  • Перемывать кос­точки

VII Конкурс «Юные литераторы»

Задание: Определить тему и идею

«Он златоуст»,- мы говорим о том,

Кто быстрым всеобъемлющим умом

Рождает речь превыше всех похвал,

Кто словом за собою нас позвал.

Тот- златоуст, чьи точные слова

Доступны для сознанья большинства.

Кому людей обогащать дано

Открытьями, желанными давно.

Того, кто речью жгучею своей

Людские души делает смелей,

Кто оживляет нас своим огнем,

По праву златоустом мы зовем.

Тот златоуст, чье слово иль перо

Повсюду славят правду и Добро.

(народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов)

VIII. Конкурс – «Вырасти дерево».

Снег, лист

Подведение итогов.

Спасибо за участие.

Игра с залом – «Шарады»

Каждая шарада – 1 балл.

1. Мой первый слог- число с нулями, у всех людей_ последних два, а вместе- догадайтесь сами: всем городам она глава. (столица)

2. Я травянистое растение с цветками сиреневого цвета, но переставьте ударение – и превращаюсь я в конфету. (ирис)

3. Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (козлы)

4.Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.

А целое в музее найдете без труда. (картина)

5.Мой первый слог – провал, банкротство,

Второй – синоним к невелик а все с мукой имеет сходство,

На кухне он лежать привык. (крахмал)

6.С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким- как огонь, горячий. (шар-жар)

7 Я цвет одинаковый часто имею

И с г зеленею, и с к зеленею.

Но с к вам со мною рискованно быть.

Могу я до слез довести и убить. (лук-луг)

8.с м –приятен, золотист, очень сладок и душист.

С л зимой бывает, а весной исчезает (мед-лед)

9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. (трио)

10.Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца. (родина)

11.крик птицы – это первый слог.

Второй – известный всем предлог.

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна. (кар-на-вал)

12. Предлог и стройматериал морской выдерживают вал. (у-тес)

Категория: Русский язык
01.11.2015 17:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!