СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по химии "Брейн-ринг"

Автор: Пархоменко Виктория Алексеевна, учитель химии, Новониколаевская СОШ.

Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «Брейн-ринг» для 8-11 классов.

Цель: повышение  устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о веществах, химических явлениях, химиках. Расширить знания в области химии, показать связь изучаемого предмета с жизнью.

Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы; умения работать в команде.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.

Подготовка к игре:

Реквизиты: игровые столы, сигнальные карточки, секундомер,  гонг,  черный ящик,  алюминиевая ложка, бумага,  поваренная соль.

Правила игры: интеллектуальная игра «Брейн-ринг» проводится в рамках декады естественно-математических предметов в нашей школе. О проведении данной игры сообщается в начале проведения декады в 8-11 классах. Из  8–11-х классов выдвигается лучшие ученики - команда  4 человека и 2 запасных. Первой за игровой стол приглашается команда, выигравшая отборочный тур. Выигравшая команда приглашает (выбирает) себе соперников. Игра идет до 3 очков. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В течение отведенного времени команды обсуждают ответ на вопрос, отвечает команда, капитан которой первый поднял сигнальную карточку о готовности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если ответ не верный или не полный - вторая команда получает дополнительное время на обсуждение из оставшегося от одной минуты.  Если правильного ответа нет, отвечает автор вопроса и тогда следующий вопрос оценивается в два очка. Третий вопрос оценивается в три очка, если на предыдущие два вопроса команды не дали правильных ответов. В случае отсутствия правильных ответов на три подряд вопроса – обе команды дисквалифицируются. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы. Перед разыгрыванием вопроса команда может заменить игрока.

Проведение игры:

 Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Брейн-ринг».

  Почему мы любим играть?

эпиграф 1:   "Игра  –  это   возможность   отыскать   себя  в  обществе,   себя  в

                       человечестве,  себя  во  Вселенной". (Я. Корчак)

эпиграф 2:   "Просто знать   –  ещё не всё, знания нужно  использовать". (И. В. Гёте)

 Почему мы играем в химический «Брейн-ринг»?

эпиграф 3:   "Широко распростирает химия руки в дела свои человеческие: куда

                       ни  посмотрим, куда  ни  оглянемся,  везде обращаются перед

                       очами  нашими  успехи  её  прилежания". (М. В. Ломоносов)

"Без химии жизни , поверьте , нет ,

  Без химии стал бы тусклым весь свет.

  С химией ездим , живём и летаем ,

  В разных точках Земли обитаем ,

  Чистим , стираем , пятна выводим.

  Химией лечимся , клеим и шьём ,

  С химией мы бок о бок живём!

  Так что вы без неё пропадёте ,

  Если значение её не поймёте.

  А чтобы больше и лучше всю знать ,

  Надо химию понять".

Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре! Против  Вас сегодня  играют учителя химии - Пархоменко Виктория Алексеевна и Ярский Андрей Викторович.

Ознакомление с правилами игры.

И так, игра начинается. Гонг.

Содержание игры:

  1. Отборочный тур.

Задание:  в данных непонятных словах из ряда букв узнайте химический элемент или вещество по его описанию и запишите по-русски.

 

1).  СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут.     (кислород)

 

2).  ОРРЕБЕС – блестит, а не золото.                (серебро)

 

3).  ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе.         (водород)

 

4).  ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность.        (свинец)

 

5).  МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней.              (кремний)

  

7).  АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар.     (вода)

 

8).  МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете.        (алмаз)

 

9).  СВИЗЕТЬ – это вещество используется для обработки слишком кислых

                             почв.                (известь)

10).   КУСУС – это вещество является консервантом для приготовления

                           некоторых блюд.           (уксус)

  1. Вопросы для команд:

1). Русский учёный , который изучал физику , химию , занимался переводами , писал оды , редактировал книги , создал рецепт мозаики , руководил академической гимназией , организовал работу по созданию первой карты России.  Внимание вопрос!  Назовите фамилию этого ученого.

(М.В.Ломоносов)

 

2) Какую водку не станет пить даже самый "горький пьяница"? (Царскую водку – смесь азотной и соляной кислот)

 

3) О каком веществе писал Антуан Лоран де Сент-Экзюпери?

       … "Ты самое большое богатство на свете …".   Назовите это вещество. (Вода)

 

4) Как называется индикатор , который вырабатывается из некоторых видов  лишайников?  Назовите  его. (лакмус)

 

5) Два неорганических вещества являются самыми распространёнными на нашей  планете.  Назовите  эти  два  вещества. (вода и песок – оксид кремния)

 

6) В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С  помощью  этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. Внимание вопрос,  назовите металл? ( Медь. В чистом виде этот метал –тягучий, вязкий, красного цвета.).

 

7) Какой неметалл был назван “элементом жизни и мысли”? (Фосфор)

 

8) Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно- кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питье были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро.)

 

9) Внимание! Черный ящик.

Аломантия — гадание, осуществляемое посредством этого вещества, известное еще древним народам, оно служило единицей ценности и играло роль денег.  Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс, его перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном ящике?  (Ответ: Хлорид натрия или пищевая соль. В Древней Руси соль клали в церкви под престол, считая, что она получает при этом целебную силу. Соль, по фольклорным поверьям, вещество магическое. Недаром раньше клялись на соль, просыпали соль «к ссоре», закрепляли союзы при помощи соли. Этот необходимый пищевой продукт связан со многими народными традициями и поверьями, ведь его обеззараживающие свойства известны еще с древних времен. Долгое время соль, которая добывалась в очень ограниченных количествах, была очень ценным товаром, приравненным по своей стоимости к некоторым драгоценным металлам. Да и в нашей стране дорогого гостя встречают хлебом с солью. Покровская слобода (ныне Энгельс) стала важным перевалочным пунктом на пути доставки соли с озера Эльтон («Великий Соляной Путь»), по которому в XVIII веке доставлялось 3/4 всей добываемой в России соли.)

 

10) Эта смесь состоит из 200 вредных веществ , среди которых угарный газ , сажа , бензпирен , муравьиная кислота , метанол , бензол , фенол , мышьяк , аммиак , сероводород , цианистый водород , ацетилен , формальдегид , радиоактивные элементы и другие вещества. Назовите эту смесь. (табачный дым)

 

11) Великий русский химик , который очень хорошо переплетал книги , клеил рамки для портретов , изготавливал отличные чемоданы. Однажды он услышал:  "Таких людей знать надо. Это чемоданных дел мастер". Назовите этого ученого. (Д.И.Менделеев) 

 

12) Известно, что некоторые цыганки для запугивания своих жертв используют белый порошок, который дают подержать в кулаке человеку. Через несколько минут этот порошок становиться голубым, что должно убедить клиента, что на нем порча. Внимание вопрос, о  соли какого металла идет речь? ( Медь. Это простая химическая реакция превращения безводного сульфата меди  в гидрат. Безводный сульфат меди - белый порошок, который от влаги на руках становиться гидратом голубого цвета. И никакой порчи!)

 

13) Внимание! Черный ящик.

 Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные поль­зовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены цар­ской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ло­жек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве.  Внимание, вопрос, что за металл находится в черном ящике?  (Алюминий, алюминиевая ложка)

 

14) Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Что получали когда этот слиток рубили пополам? (Рубль)

 

15) Шведский химик , президент Королевской шведской Академии Наук , впервые ввёл современные обозначения химических элементов и первые формулы химических соединений , экспериментально проверил и доказал достоверность  законов  постоянства  состава  и кратных отношений , вычислил атомную массу родия. Он определил органическую химию как химию растительных и животных веществ , ввёл понятия "органические вещества" и "органическая химия".  Кто этот  учёный? (Йенс Якоб Берцелиус)

 

16) В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос,  назовите этот металл. (Платина известна с давних времен. Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились с ним в Южной Америке (на территории современной Колумбии). Внешне он похож на серебро. Слово platina буквально означает "маленькое серебро". Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро.)

 

17) Французский химик , академик Парижской Академии Наук , совершивший научный переворот: заложил основы анализа органических соединений , опубликовал учебник "Начальный курс химии" , сформулировал "кислородную теорию горения и дыхания" , привёл доказательства сложной природы воды.    В  1794  году  Великий  реформатор  науки  был  казнён.   Кто это  учёный? (Антуан Лоран Лавуазье)

 

18) Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны,  растворил его  в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  ( Золото. В нацистской Германии было запрещено принятие Нобелевской премии после того, как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору. Когда в 1940 году немцы оккупировали Копенгаген, химик растворил эти медали в царской водке. А после окончания войны экстрагировал спрятанное в царской водке золото и передал его Шведской королевской академии наук. Там изготовили новые медали и повторно вручили их фон Лауэ и Франку.)

 

19) Как называется специалист по защите окружающей среды от антропогенного воздействия , владеющий всеми дисциплинами инженерного дела , умеющий их грамотно применять  , сопоставлять и внедрять в свою работу , проводить различные расчёты , брать пробы и анализы для осуществления производственного контроля на предприятии , а также обладать особым чутьём? (Эколог)

 

20) В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный  столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание вопрос, из какого металла сделан столб? (Это удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь).

 

21)Какая кислота образуется в мышцах при интенсивной работе? (молочная)

 

22) Какая кислота является природным витамином "С"?  (Аскорбиновая)

 

23) Назовите не мене трех важнейших глобальных экологических проблемы человечества. (Озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект, вырубка лесов)

 

24) Что отвечал Михаил Васильевич Ломоносов на вопрос “Кто Вы по профессии?” (Химик)

 

25) Какие средства индивидуальной защиты следует применять, когда готовишь растворы кислот и щелочей? (Халат, очки, перчатки)

 

26) Почему сосуд, из которого наливаешь жидкость, необходимо брать этикеткой в ладонь? (Тогда капли жидкости, стекающие из горлышка, не испортят этикетку)

 

27) Какое правило необходимо соблюдать при растворении серной кислоты в воде? (Не лей воду в кислоту; сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда)

 

28) При ознакомлении со свойствами гидроксидов на кожу руки учащегося попал кусочек едкого натра (гидроксид натрия). Что должен делать учащийся? (Стряхнуть кусочек едкого натра, если это не удается, то снять твердым предметом (ручкой, краем тетради, книги), а затем хорошо промыть пораженный участок кожи водой. Сообщить учителю)

 

29) Проводя лабораторные опыты по изучению физических явлений, один из учащихся нагрел докрасна стеклянную трубку, положил ее на кафельную плитку и приступил к следующему эксперименту. Какие нарушения требования безопасности он допустил? (Оставил без присмотра нагретый стеклянный сосуд, взявшись за который можно получить сильный термический ожог. Нагретая стеклянная трубка на холодной кафельной плитке может лопнуть, с образованием мелких осколков, можно получить порез).

 

30). Почему лед не тонет, а плавает на поверхности воды. (Плотность льда меньше плотности воды)

 

31) Почему для аквариума не пригодна кипяченая вода? (Не содержит кислород, рыбки гибнут)

 

32) Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом. Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.

В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь. В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок. Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом. (Свинец)

 

33) В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.

Оно вызывает массовые самоубийства китов,  входит в состав вулканических газов,  образуется при неполном сгорании углерода. При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы. (Угарный газ)

 

Вопросы для зрителей:

 

Химические загадки

1. Гость из космоса пришел в воде приют себе нашел. (Водород)

2. Давно известна человеку. Она тягуча и красна. Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она. (Медь)

3. Меня в составе мрамора найди,  Я твердость придаю кости, В составе извести еще меня найдешь Теперь меня ты, верно, назовешь. (Кальций)

4. Я крылатый элемент В небеса лечу на керосине, Провожу тепло и ток, Нахожусь в природе в глине. (Алюминий)

5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот)

 

Веселые перевертыши

1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо пока горячо)

2. Звери живут за металл. (Люди гибнут за золото)

3. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото что блестит)

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)

5. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)

 

 Окончание мероприятия:

Ведущий благодарит группы команд , болельщиков , членов жюри и говорит: "Мы не прощаемся, и вот, что хотим сказать на прощанье»:

эпиграф 4:   "Вот тебе два  дела, - сделай хоть одно из них,

                       Коль прославиться делами хочешь пред  людьми,

                       Или то, что сам ты  знаешь, передай другим,

                       Или то, чего не знаешь, от других возьми!"

                      (Омар Хайли Анвари)

            Химия – развивающаяся наука. Кто посвятит себя служению этой науке , тот внесёт свой вклад  в её развитие , в разгадку тайн природы , в создание новых материалов и веществ. Ведь Д. И. Менделеев завещал детям: «Первое и главное в жизни – это труд для других!». Он трудился и стал гением.

 

Знаем мы, что встреча ваша – лишь игра,

 И расставаться нам пришла пора.

 Будете с улыбкой вспоминать

 Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

 Дружба побеждает – это факт.

 А находчивость по жизни вас ведёт,

 Знатокам всегда, везде везёт!

 

Категория: Химия
08.01.2015 15:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!