СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели урока:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;
- формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП с опорой на текст романа Лермонтова «Герой нашего времени»;
- развитие пунктуационных навыков;
-развитие творческих способностей (лингвистической речи, мышления, умения конструировать текст, интерпретировать его, анализировать изобразительно-выразительные средства).
Ход урока.
Самостоятельная формулировка учащимися темы урока с опорой на эпиграф.
Та.лант Лермонтова пор.жа.т (не)вольно уди.влением всякого, так как его п.эзия – это в.ликая мощ(ь), н.полне(нн,н)ая силой отр.цания.
В. Г. Белинский
Учитель:
-Итак, глядя на эпиграф, скажите о ком и о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Запись темы занятия, формулировка целей.
2) Работа со слайдами презентации с помощью сигнальных карточек (определение видов предложений, взятых из романа Лермонтова, с подробным объяснением, выделением грамматических основ и поиском средств связи).
Работа с эпиграфом – подготовка к ОГЭ (у доски уч-ся обрабатывают предложение синтаксически, орфографически, пунктуационно, выписывают с/с с указанием типа связи в них).
- Итак, глядя на представленное предложение, найдите в нем обстоятельство и укажите его вид.
-Вспомните, какие виды обстоятелств нам уже известны? Как вы определяете их вид? (По вопросу, союзам, союзным словам)
Виды обстоятельств |
Вопросы |
Примеры |
Места |
где? куда? откуда? докуда? |
появились вдали проводил до станции |
Времени |
когда? с каких пор? до каких пор? |
приехали накануне остался до утра |
Причины |
почему? отчего? |
задержался из-за непогоды |
Цели |
зачем? для чего? |
сделать назло |
Образа действия |
как? каким образом? |
приплыли быстро |
Меры |
сколько раз? как много? как долго? |
звонил дважды |
Степени |
в какой мере? в какой степени? |
весьма удивлен |
Условия |
при каком условии? |
при желании научитесь |
Уступки |
вопреки чему? |
вопреки желанию не успел |
-Итак, точно также определяются и виды придаточных обстоятельственных предложений.
Обращение к слайдам презентации и схемам учебника.
Вывод:
Закрепление темы идет в групповой работе (уч-ся разбиваются на 3 группы, каждая из них ищет в романе Лермонтова CПП с указанными типами придаточных обстоятельственных, выписывает, указывает его тип, составляет схему, анализирует тропы, указывает их роль в поэтическом тексте). Затем капитаны команд представляют итоговый продукт у доски.
Учитель:
-Из шести простых предложений (работа по 3 рядам) вам нужно составить три CПП с различными типами придаточных обстоятельственных, расставить знаки препинания между частями сложного предложения. Кроме того, вы должны будете раскрыть скобки и определить, сколько Н и НН пишется в словах.
Судьба Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза(н,нн)ы. Это наложило отпечаток и на образ его лирического героя.
Лирический герой боли позднего периода творчества Лермонтова романтик. Потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, соверше(н,нн)ого миранаселё(н,нн)ого «чистейшими, лучшими существами».
Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого. Это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собстве(н,нн)ого катастрофического опыта.
(на слайде презентации нужно будет закончить предложения)
Учитель: - Ювелирное мастерство стихосложения Лермонтову помогало шлифовать и использование СПП. С помощью них поэт умело передавал грандиозность своих замыслов и внутренний мир лирического героя.
Как писал известный русский литературовед И. Розанов: «В основе творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти, но, с другой стороны, – дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины».
Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить, не используя сложные предложения, в частности сложноподчинённые.
10. Домашнее задание.
Выписать из текста романа «Герой нашего времени» по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных (9 предложений).
© 2015, Сидякина Наталья Евгеньевна 1130