СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. «Едины Божии созданья…»

Форма урока. Интегрированный урок биологии и литературы. Урок-исследование.

Цель урока: показать на примере рассказа Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади», что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи и отношение человека ко всему живому – характеристика его нравственных качеств.

Задачи урока:

- развивать навыки анализа текста;

- познакомить с историей приручения человеком лошади;

- показать роль лошадей в жизни человека;

- воспитывать в детях экологическую культуру, ответственное отношение к «братьям нашим меньшим»;

-развивать навыки работы с информационными источниками.

Оборудование: учебник-хрестоматия, мультимедийная презентация, рабочий лист.

Ход урока

Сам человек только в зеркале природы

может увидеть своё настоящее лицо.

М. М. Пришвин

1. Организационный момент. (//Видео «Лошадь»)

Л.: Здравствуйте! Уже не первый раз встречаемся мы с вами на таком необычном уроке – биологии и литературы.

«Едины Божии созданья…» - писал Иван Бунин. Трудно не согласиться с этими словами. Вот и сегодня наша задача – внимательно прочитав рассказ Абрамова «О чем плачут лошади», убедиться в том, что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи, и отношение человека ко всему живому – характеристика его нравственных качеств, нравственного здоровья…

Б.: …а также рассмотреть систематическое положение лошади как представителя класса Млекопитающие, познакомить с историей приручения человеком лошади; познакомиться с мастями и породами лошадей, показать роль лошадей в жизни человека;

Л.: Поднимая на уроках литературы нравственные проблемы правды и лжи, любви и ненависти, мы не можем обойти вниманием отношение человека к земле, родной природе, «братьям нашим меньшим». Поэтому тема урока сегодня – слова И.Бунина «Едины божии созданья…»

2. Слово учителя биологии

Б.: Где, как ни у природы, мы черпаем силы. А общаясь с живыми существами, становимся добрее и чище.

Человек приручил много животных, но особое место в этом ряду занимает лошадь

- К какому классу относят этих животных? (Записи в рабочих листках)

- Почему их относят к отряду непарнокопытных? Перечислите признаки этой группы животных.(Записи в рабочих листках)

- Знаете ли вы об эволюции конечностей лошади? (см.презентацию)

3. Сообщения учащихся об истории лошади, её происхождении и приручении

Б.: Послушаем одно из сообщений, подготовленных вами, - о происхождении лошади.

Родоначальником пород домашних лошадей является дикая лошадь тарпан высотой в холке до 136 см. В истори ческое время тарпан был распространен в степи и лесостепи Ев ропы и в Западном Казахстане. Последний тарпан был убит в 1814 г. на территории современной Калининградской области. В неволе жеребец тарпана дожил до 1918 г. Тарпан одомашнен 5-6 тыс. лет назад.

.

4. Слово учителя литературы.

Л.: О животных написано много. Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях животных? (К.Паустовский «Тёплый хлеб», Л.Андреев «Кусака», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)

- Случайно ли писатели обращаются в произведениях к миру животных? (Это не случайно. Ведь отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности.)

- Обратите внимание на эпиграф к уроку! (Прочитать)В это «зеркало» надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других

5. Беседа по содержанию рассказа, комментированное чтение.

Л.: Мы уже познакомились с историей происхождения, приручения лошадей. А Абрамов в рассказе обращает наше внимание и на важную роль этих животных для человека, особенно в крестьянской жизни. Приведите примеры из текста.(Текст рассказа:

/…/Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало - и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

/…/ Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился - ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти.

/…/ Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как.

Подчеркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает помощь и поддержку// «Едины Божии созданья»)

Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)

6. Сообщения учащихся и беседа о роли лошадей в жизни человека.

Б.: В каких еще областях жизни человека лошадь является незаменимым помощником? (Записи в рабочих листках)

Лошадей использовали при перевозке людей и грузов, на разнообразных работах в сельском хозяйстве, в армии.

Конница С. М. Буденного была грозной силой в граждан скую войну. В Великую Отечественную войну лошадей применяли как транспортную силу, на лошадях партизаны совершали героиче ские рейды по тылам врага.

До сего времени лошади незаменимы в условиях бездорожья и высокогорья. Их используют на различных вспомогательных рабо тах, механизация которых затруднена или экономически не выгодна. Во всем мире большой популярностью пользуется конный спорт, развивается массовый туризм с использованием лошадей. Выращивают лошадей и для получения мяса и молока, из которого приготовляют целебный напиток - кумыс, а также для производ ства лечебных препаратов и сывороток (например, противогрип позной сыворотки).

Б.: Что вы еще знаете о роли лошадей в жизни человека? (Лошадь в изобразительном искусстве)

Иппотерапия (от греческого hippo – лошадь) – лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Привлечение больных к спорту также даёт положительный эффект

7. Релаксация (//музыкальное сопровождение).

Л.: Давайте закроем глаза и представим себе, как рассказчик спускается с деревенского угора …рисуем в своем воображении тот самый цветущий, полный ароматов трав луг…привязанные к колышкам лошади…ощущаем благоухание травы, слышим, как пролетают мимо стрекозы. Приближаемся к Рыжухе…

8. Аналитическая беседа по рассказу Абрамова (с точки зрения биологии и литературы).

Л.: Найдём описание этой лошади.

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

Б.: Мезенка – одна из пород лошадей. Давайте послушаем сообщения о других породах

В настоящее время известно свыше 200 пород домашних ло шадей. После одомашнивания лошадь стала постоянным помощ ником человека при выполнении сельскохозяйственных и тран спортных работ. Человек с древнейших времен совершенствовал качества лошадей и создал три основные группы пород – верховые, упряжные и тяжеловозные. Особенно много было создано пород в недалеком прошлом

Из домашних лошадей всемирной известностью пользуются орловские рысаки, донские лошади, буденновская порода. Их ис пользуют как верховых и как легкоупряжных. Для перевозки боль ших грузов в нашей стране выведены тяжелоупряжные породы -владимирская, русская, советская. Чемпион среди тяжеловозов на испытаниях перевез груз 22,5 т, что превышает грузоподъемность некоторых марок грузовых автомобилей.

Б.: (Масти лошадей)для лошадей ещё со времён Гиппократа принято выделять четыре основные масти:

  1. Гнедая — лошадь, корпус которой коричневого окраски различных оттенков, от огненно-рыжего до почти чёрного, похожего на караковую, а грива, хвост и нижние части ног до скакательных и запястных суставов включительно чёрные. Изредка встречается так называемая «дикая» гнедая масть, при которой чёрный волос на ногах лошади частично перемешан с коричневым, в результате чего дистальные отделы конечностей не угольно-чёрные, и чёрная шерсть не доходит до запястных и скакательных суставов.
  2. Рыжая — целиком рыжего цвета; имеет разные оттенки от светлого абрикосового и жёлтого до тёмно-каштанового, граничащего со светло-бурой. Грива и хвост могут по сравнению с туловищем иметь цвет более тёмный (например, бурый при светлом золотистом оттенке шерсти) или более светлый (с примесью белесых волос). У некоторых рыжий лошадей грива и хвост белеют в зависимости от времени года. Ноги рыжей лошади всегда того же оттенка, что и туловище. В этом её главное отличие от гнедой масти.
  3. Ворона?я. -целиком чёрная.
  4. Серая — седая. На любой из вышеперечисленных мастей примесь белых волос, которая увеличивается с каждой линькой. Быстрее всего седеют и выглядят самыми светлыми голова и живот, окрашенный волос долго сохраняется на крупе и ногах, особенно тельных и запястных суставах. Для серой масти характерны «яблоки» — круглые более светлые пятна, повторяющие сетку подкожных кровеносных сосудов. Но бывают, хотя и довольно редко, серые лошади совсем без «яблок». У поседевших добела лошадей могут появиться маленькие цветные пятнышки — это масть серая в гречку. Скорость поседения серых лошадей индивидуальна, некоторые становятся совершенно белыми уже к трем-четырём годам, а некоторые остаются довольно темными вплоть до старости. Поседевшая добела лошадь называется светло-серой несмотря на практически чисто-белый цвет волосяного покрова.

? Каурая — «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище, с наибольшей интенсивностью окраски в районе запястных и скакательных суставов. Обязателен красно-рыжий «ремень», часто «зеброидность». Каурую ещё называют рыже-саврасой.

Л.: Ф.Абрамов в рассказе даёт такое реалистичное описание лошади, ведь, как мы уже убедились на уроках литературы, он великолепный знаток деревенской жизни. Но мы не можем не обратить внимания и на художественные особенности описания Рыжухи. Какой же художественный образ рисует нам автор?

(лошадок… Рыжуха была кобылка чистая…- уменьшительно-ласкательные суффиксы в описании помогают выразить любовь, неравнодушие к этому животному. …некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых – явное противоречие, т.о.подчёркивается сила Рыжухи. Жизнь ее рисуется как страдание, смирение…)

- Почему лошади вызывали у рассказчика «самые сложные, самые разноречивые чувства»?

(«Разноречивость чувств» подчеркнута антитезой повествования в эпизоде – описании лошадей на лугу. «Особая – лошадиная –красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды.», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.)

- Мы помним, с чем связано повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т.д. Как автором подчеркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений?

(Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносилстрадание и самому себе, всему живому вокруг себя.)

- Как писатель рисует образ Рыжухи, ждущей ответа на свой вопрос от рассказчика?

(«Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя - маленького, крохотного человечка». Используя антитезу, автор усиливает впечатление о мелочности, суетности мира людей, лишённых искренности, природной естественности. Кроме того, автор стремится подчеркнуть силу той боли, которую испытывает животное, обманутое человеком, тем самым человеком, ради которого она трудилась…)

- В последней сцене рассказчик вновь противопоставлен миру лошадей. Прочтите слова рассказа. Как вы их понимаете?

И казалось, все пространство на лугу, под горой - сплошь одни лошадиные глаза… все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня

Человек(один!) оказывается противопоставлен всему «царству» лошадей(«все») – один отвечал за тех, кого приручили люди…Так усиливается ответственность людей. Это кульминационный момент – мы, читатели, ждём, как же поведёт себя герой.)

- Почему «лошадиная жизнь» Карька и Рыжухи вызывает у рассказчика чувство глубокой тоски? Каким смыслом автор наполняет слова рассказчика «.я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное.»

(Герой обманул лошадь – не смог искренно ответить на вопрос лошадей, нужны ли они сейчас людям. Обманув Рыжуху, он оказался предателем)

- Как вы думаете, почему автор вкладывает рассказ о тех временах, когда лошадям жилось хорошо, в уста Рыжухи?

(Таким образом автор усиливает впечатление о горе, о тяжёлом положении лошади сейчас. Мы сочувствуем бедным созданиям, лишенным той признательности, безграничной любви, какую испытывали к лошадям люди раньше. Сейчас лошадь может быть средством развлечения, своеобразной живой игрушкой для человека, его питомцем, в отличие от прежней роли – роли члена семьи, кормильца…Кроме того, «очеловечивая» страдания лошади, автор даёт возможность и рассказчику, и нам глубже понять смысл происходящих событий, дать им самостоятельную оценку.)

- Каково поведение рассказчика в последнем диалоге с лошадью? Какие средства художественной выразительности использует Абрамов, какова их роль? Заполним таблицу

(Автор подчёркивает неискренность героя-рассказчика: «напустил…бесшабашную удаль», «театрально вскинул руку»,

намеренно искаженные просторечные слова: «покель», «в энтом деле без банки не разобраться» - лексика подчёркивает резкий контраст между естественным миром природы и лживым, искусственным миром людей. + союз «а» в начале абзаца «А я напустил на себя бесшабашную удаль…»

Синонимичные характеристики действий героя: «торопливо бросил на луг …кусок хлеба», «быстро оделил хлебом», «быстрой, развязной походкой двинулся к реке» - т.о.подчеркивается суетливость, неискренность поведения героя, его растерянность, стыд.

Гиперболизированный образ – «всё пространство на лугу – сплошь одни лошадиные глаза» - нагнетает чувство страдания живых существ, которых обманет герой.

Повторы – «я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же начнут они грызть хлеб…» - усиливают чувство вины героя.)

- «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы.», - говорит герой. Как вы понимаете эти слова?

(Герой чувствует единство всего живого в мире, значит, не способен на жестокость. Однако в современном мире не нужны не только лошади, но и искренние, любящие природу люди. Об этом и тревожится писатель. Рассказчик чувствует свою беспомощность…)

9. Вспомните стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (чтение наизусть).

- Что объединяет эти произведения?

- Как вы понимаете слова «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?

- Действительно ли «в зеркале природы» человек «может увидеть своё лицо»? (обратимся к эпиграфу к уроку)

10. Вывод по уроку.

Б.: - Известному натуралисту Юрию Дмитриеву принадлежат замечательные слова:.

«И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в её удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони её мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнёт тебе головой, сердце твоё обязательно забьётся учащённо. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне – это всё равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь!»

Б.: - От научного представления о животном учёный подошёл к гуманному отношению. Только глубоко нравственные люди могут понять живую душу природы.

Л.: Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И очень хочется, чтобы мы там видели не холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

Все в природе подчинено извечному закону добра. «Едины Божии созданья». Давайте будем настоящими, искренними, любящими всё живое людьми, будем жить в гармонии с природой!

8. Домашнее задание: по литературе – сочинение-миниатюра «Смысл названия рассказа»; по биологии – выучить записи.

Категория: Русский язык
31.08.2016 12:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей