СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интеграция как способ организации итоговых, обобщающих уроков в классе фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда

играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть

к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время

поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

А.С.Макаренко

В настоящее время во все сферы образования и, в том числе, область музыкального исполнительства внедряется компетентностный подход – подход предполагающий формирование у учащихся в учебном процессе ключевых компетентностей.

Понятие профессиональная компетентность музыканта включает в себя наличие разносторонних знаний, навыков, умений, которые позволяют свободно ориентироваться и оперировать знаниями как области теории и истории музыки, так и в области музыкального исполнительства, а также - личного социального коммуникативного опыта.

С самых первых уроков перед преподавателем возникает вопрос формирования общепрофессиональных, профессиональных так и социальных компетенций будущего пианиста-профессионала.

К счастью, уроки специальности содержат в себе большой запас ресурсов для их формирования.

Уже к концу первого учебного полугодия ученики накапливают определенные знания, навыки, умения по специальности, которые требуют закрепления, некоторой систематизации, обобщения а, возможно, и корректировки. В этих целях проводятся итоговые обобщающие уроки. Для ученика такие уроки – это повторение и закрепление пройденного материала, а для преподавателя – один из способов формирования основных компетенций у учащихся.

Различные виды деятельности на таких уроках: работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле и другие виды учебной работы, предполагают выполнение довольно большого объема заданий. Это может утомлять маленького пианиста, создавать дискомфорт и даже отрицательно сказываться на его здоровье. Выход из этой ситуации есть – это проведение урока, в котором есть место сказке, фантазии, присутствуют элементы игры.

Желание ребенка младшего школьного возраста участвовать в игре очень естественно. Поэтому преподавателю стоит обратить на это серьезное внимание и не отрывать преждевременно ребенка от игры, мира детских образов. Для преподавателя проведение урока – игры - это особый метод, метод больших педагогических возможностей, способствующий активному усвоению учеником теоретических практических знаний, воспитанию его творческого самовыражения, развитию эрудиции, художественного вкуса, самостоятельного мышления, а значит, накоплению всего, что составит его профессиональный багаж и будет относиться к его компетентности в изучаемой области.

Практика моей работы с начинающими показала, что урок-игра, в котором как основа его формы, используется литературный сюжет (в данном уроке - сказка В.Катаева «Цветик-семицветик») - это один из действенных и эффективных способов формирования различных видов компетенций у начинающих пианистов. Сказочная канва урока вызывает положительные эмоции, поддерживает у ученика интерес и рабочий тонус на протяжении всего урока, что позволяет ему легко справиться с большим объемом учебного материала, на основе которого идет формирование ключевых компетенций, а также обеспечивает высокую комфортность психологического климата урока.

Урок проводится в виде театрализованной игры. «Главным действующим лицом» на уроке служит любимая игрушка ребенка, «желания» которой «выполняются» с помощью цветика-семицветика сказочной феей (ученицей). Это способствует развитию воображения, повышению ответственности за качество выполнения каждого задания, ведь «желания» обязательно должны быть исполнены.

В результате интегративного подхода к содержанию урока - идеи сочетания в уроке двух видов искусств - литературы и музыки, ребенок, начинающий постигать азы музыкального искусства, имеет возможность не только осваивать выбранный вид искусства, но и параллельно знакомиться с произведениями другого вида искусства, а педагог - воспитывать личность, компетентного музыканта-исполнителя, обладающего широким спектром знаний.

Занимательным и интересным данный урок делает не только сказочный сюжет, но и наглядные дидактические пособия, которые способствуют развитию у ребенка зрительной памяти, устойчивости внимания, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения, и позволяют эффективно закреплять теоретический материал и контролировать полученные знания.

Так могут проводиться не только итоговые, обобщающие уроки. Если, преподаватель творчески подходит к проведению своих уроков с начинающими, то идея проведения сюжетных уроков может применяться и чаще. Она очень эффективна как для разностороннего и гармоничного развития ученика, так и, полезна с точки зрения снятия напряженности на уроке, поддержки интереса к занятиям.

В данном уроке преподавателю потребуется использование таких современных методов как: метод проблемного обучения, направленный на совместное с учеником решение определенных задач; метод стимулирования учебно-познавательной деятельности, реализация которого заложена в сюжете урока и легко осуществляется благодаря пожеланиям-заданиям главного героя (игрушки ученицы), и, конечно, создание ситуации успеха.

Ведущим методом урока является метод стимулирования учебно-познавательной деятельности, применение которого становится возможным благодаря приему интеграции смежных видов искусств.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что творческий подход к организации уроков для начинающих – это ключ к успешному формированию их компетенций по изучаемому предмету, который откроет двери воспитанию будущего профессионала, свободно владеющего специальными знаниями и навыками, и, бесспорно, обладающего лучшими личностными качествами.

24.10.2016 03:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!