СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактив с родителями (Автор: Турец Лада Павловна)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект родительского собрания по теме "Финансовая грамотность начинается с семьи". Этот материал поможет вам при подготовке родительского собрания для родителей своего класса.

Родительское собрание: «Финансовая грамотность начинается с семьи»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития финансовой культуры младших школьников; расширение контакта между педагогами и родителями.

Задачи:

Обсудить проблему формирования экономического сознания и поведения обучающихся.

Определить значение карманных денег для детей.

Обобщить опыт семейного воспитания в семье.

Формы проведения: беседа, круглый стол, дискуссия

Оборудование, необходимое для данного родительского собрания:

·Интерактивная доска

·Проектор

·Компьютер

·Листы бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры

·Выставка методических пособий по финансовой грамотности;

Презентация к собранию «Уроки финансовой грамотности в семье»;

Видео-интервью с детьми;

·Интерактивная игра «Денежная викторина»;

·Памятка для родителей «Финансовая грамотность для младшего школьного возвраста

Предварительная подготовка: анкетирование обучающихся класса, сбор информации.

Содержание собрания:

I. Вступительная часть.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть вас за нашим круглым столом.

Начну беседу со слов:

«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать - искусство».

Бертольд Авербах

-Как вы понимаете эти слова?

Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности в семье. Ведь в большей степени от семьи зависит, когда ребёнок начнёт переходить от иллюзий о беззаботной самостоятельной жизни, “где всё само собой как-нибудь устроится”, к попыткам планировать своё будущее. Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей), но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, ребёнок будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к управлению своей взрослой финансовой жизнью.

В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребёнка до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги “испортят” ребёнка, с другой, дети должны учиться “общаться” с деньгами, знать им счёт. Я предлагаю вам на сегодняшней нашей встречи обсудить тему “Карманные деньги” и ответить на вопрос: давать или нет детям деньги на карманные расходы?

Вы спросите, зачем вообще детям деньги, если родители и так покупают им все необходимое: еду, одежду, игрушки, телефон, Интернет? Но карманные деньги – это личные средства ребенка, которые он вправе тратить по своему усмотрению. Специалисты считают, что детям они совершенно необходимы, в первую очередь для того, чтобы те научились самостоятельно обращаться с финансами. Вы же не будете всю жизнь ходить с чадом по магазинам? К тому же они научат ребенка бережливости: имея на руках ограниченную сумму, он будет думать, что купить в первую очередь, а что – во вторую.

Итоги анкетирования родителей.

-Эта тема действительно заслуживает внимания. Финансовое просвещение и воспитание детей младшего школьного возраста - это новое направление. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими представлениями, пока еще на начальном уровне.

Давайте посмотрим, что же знают наши дети о том, что такое деньги, откуда они берутся, куда их можно потратить и что нельзя купить за деньги. Внимание на экран.

Видео-интервью - ответы детей

Казалось бы, зачем школьникам финансовая грамотность? Давайте вместе посмотрим, а готов ли ребенок 6-7 лет осваивать такую сложную на первый взгляд науку - науку о финансовой грамотности? Понятно и интересно ли ему это будет?

Видеоролик «Нужна ли детям финансовая грамотность?»

- Младший школьный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность. Происходит развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребенка, черты которого проявляются в течении всей последующей жизни. Но вместе с тем в этот период дети еще не готовы к правильному восприятию финансово-экономических терминов. Поэтому важно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, стремлению к наживе любой ценой.

II. Практическая часть

- Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть.

Делова игра «Брейн-ринг».

- В игре принимают участие две команды. На обсуждение вопроса - 20 сек. Если у команды есть версия ответа, то игрок поднимает флажок. В случае верного ответа команда зарабатывает одно очко, в случае неверного - очередь отвечать переходит к соперникам.

Задание 1. «Продолжите предложение»

Задание для первой команды.

- Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

·у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам;

·это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям;

·это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

Просмотр видеоролика «Ситуация в магазине» 1

Бывают ли у вас такие ситуации? А почему? Потому что мы не посвящаем в эти вопросы своих детей?

Задание для второй команды.

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны……

говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа;

удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи;

предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

- Предлагаю вам посмотреть на еще один вариант решения этой ситуации.

Просмотр видеоролик «Ситуация в магазине» 2

Задание 2. Интерактивная игра «Денежная викторина»

Вопросы командам задаются по очереди.

За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение; б) За спрос;

в) За обучение; г) За рекламу.

Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов; б) Сто евро;

в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.

Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) Страдали монетки; б) Горевали рублики;

в) Плакали денежки; г) Повесились банкноты.

Чем должен обладать денежный знак?

а) Гордостью; б) Достоинством;

в) Самоуверенностью; г) Мужеством.

Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) Презренный металл; б) Ненавистная бумага;

в) Жалкий пластик; г) Ужасная наличка.

Что делает с рублём копейка?

а) Стережёт; б) Бережёт;

в) Питает; г) Воспитывает.

Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?

а) Звенящая; б) Скрипящая;

в) Хрустящая; г) Шипящая.

Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) Лимон; б) Капуста;

в) Зелень; г) Ботва.

Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют; б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут; г) Глаза не смотрят.

Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?

а) Водяные; б) Воздушные;

в) Магические; г) Астрономические.

Как называется сумма денег, поставленная на кон в игре?

а) Касса; б) Ломбард;

в) Банк; г) Магазин.

Каким выражением мы обязаны М. Горькому и что оно означает?

а) Красный Чёрт; б) Рыжая сатана;

в) Жёлтый Дьявол; г) Серый Антихрист.

(Так говорят о деньгах и золоте, на которые смотрят как на объект поклонения и которые порабощают людей.)

Пьесу с каким названием написал У. Шекспир?

а) «Царь копеек»; б) «Правитель Франков»;

в) «Властелин Долларов»; г) «Король Лир».

Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) Домашние; б) Ручные;

в) Карманные; г) Декоративные.

На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день; б) На полярную ночь;

в) На високосный год; г) На золотой век.

ЗАДАНИЕ 3. « А у нас…»

Расскажите интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье.

-Подведём итоги игры.

III. Рекомендации родителям.

-Учили ли вас в детстве родители правильно обращаться с деньгами?

А вы учите своих детей правильно обращаться с деньгами?

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей - уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и продолжим наш разговор.

Мы пересмотрели большой объем литературы и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

Предлагаю вам «Шесть правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей».

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для экономического воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку - он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра - это ведущий вид детской деятельности. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

«Найди дешевле». Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже - свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.

«Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.

Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что меньше.

Игра «Размен»

Необходимые материалы монеты и купюры разных номиналов.

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Груша-яблоко»

Необходимые материалы бумага, карандаши, ножницы.

- Давайте попробуем в неё сыграть с вами. Возьмите лист бумаги, нарисуйте на одной стороне грушу, а на оборотной стороне листа яблоко. Возьмите ножницы, вырежьте и грушу, и яблоко. У вас возникла проблема?

- Увидев замешательство, можно объяснить ребенку, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

Что можно с помощью игр донести до детей:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счёт.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5.Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не всё покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

6. Заведите традицию благотворительности.

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

IV.Подведение итогов.

- В завершении нашего собрания предлагаю придумать финансовый девиз семьи.

Если не придумали, предложить вместе придумать: я начну, а вы продолжите.

Единая семья – единый бюджет … (бесполезным тратам скажем все нет!)

- Деньги – это серьезно. Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

- Возьмите листочки и напишите небольшой отзыв - свое мнение о сегодняшней встрече, насколько полезным был материал, представленный на собрании? О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?

- Спасибо за участие. До следующей встреч

20.02.2023 07:26


© 2023 753

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!