СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактавные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей практике педагоги используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения [2]. При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат [1]. Методы интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков. Важно, чтобы при чтении художественного произведения учащийся вступал во внутренний диалог с писателем - мог спорить или соглашаться с ним, в результате чего обогащается его духовный и душевный мир, формируется собственный взгляд на окружающее [4]. Большинство педагогов успешно применяют в работе интерактивные методы обучения, однако мне хотелось бы показать те, которые применяю сама:

1) Приём письмо с пропусками – учащимся необходимо заполнить многоточие. 2) Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой [3]. 3) Прием маркировки (инсерт). После прочтения учащиеся заполняют таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте), абзацы в тексте пронумеровываются, поэтому нужно записывать в таблицу только их номера [3]. 4) Прием Верно/Неверно. При выполнении приема дети внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. Задание выполняется в парах. В результате обычно возникает много дискуссий. 5) Тонкие (поверхностные) и толстые (более глубокие) вопросы. 6) В качестве рефлексии использую синквейн [2]. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где: • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное или словосочетание). • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. В заключение хочется отметить, что интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. Интерактивное обучение делает урок более динамичным, информативным, повышает мотивацию к изучаемому предмету через использование большого спектра наглядных пособий, позволяет повысить результативность урока за счёт включения в активную деятельность каждого ученика [2].

Литература: 1. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок / Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. – В.: Учитель, 2007, №4 2. Мясоед Т.А. “Интерактивные технологии обучения. Спец. Семинар для учителей” М., 2004 3. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802 - С.В. СТОЛБУНОВА. Развитие критического мышления. 4. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе / Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. -В.: Учитель, 2009

E-mail - [email protected]

05.03.2019 22:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!