СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция дисциплин, учащихся и преподавателей посредством дисциплины «музицирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Концепция музыкального образования

Концепция музыкального образования в нашей стране предполагает создание массового музыкального воспитания и образования, которое разветвляется на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, второе - специальных учебных заведениях (ДМШ, ДШИ, училища или колледжи, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер. Одна из функций ДМШ и ДШИ состоит в том, чтобы помочь выявить меру своего таланта и сделать свой профессиональный выбор. Далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживается в первые годы обучения. Еще несколько десятилетий назад (30е – 70е годы XX в.) в ДМШ принимали учиться преимущественно одаренных и способных детей. В то время целью обучения, по мнению И.Чижовой, считалось передача ученикам элитарных знаний и умений, необходимых, в основном, для исполнения классической и современной музыки. Постепенно стремление государства к расширению общественной роли воспитания детей средствами культуры и искусства привело к увеличению муз. школ. Контингент учащихся в них не только увеличился, но и изменился. В настоящее время многие школы принимают учиться не только музыкально одаренных или талантливых детей, но, практически, всех желающих играть на музыкальных инструментах. В ДШИ учатся обычные дети, в том числе с ослабленным здоровьем, иногда даже с песню; не могут подобрать аккомпанемент, транспонировать, словом, не владеют неустойчивой нервной системой, и те, кто имеет большую интеллектуальную нагрузку в общеобразовательных школах.

У многих педагогов-музыкантов появилось убеждение в том, что отсутствует практическая отдача от посещения музыкальной школы. Ведь затрачивая усилия на долгую и кропотливую работу над академической программой, выпускники ДМШ или ДШИ, по утверждению Артоболевской М., в большинстве своем не умеют подбирать популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать темы, что сделало бы музицирование на инструменте их ежедневной потребностью.

В связи с этим возникла необходимость ввести в учебный план Гиагинской ДШИ дисциплину «Музицирование».

2.Влияние дисциплины «Музицирование» на развитие личности учащегося

Благодаря комплексному решению практических, теоретических, технических задач, выдвигаемых предметом «Музицирование», данная дисциплина воспитывает в ученике умение самостоятельно, творчески мыслить и ориентироваться в сложном и многообразном мире муз. искусства, формирует художественную и творческую индивидуальность учащегося и его эстетический вкус, развивает воображение, фантазию, трудолюбие, эмоциональную раскрепощенность, и, как следствие, положительно влияет на процесс формирования всесторонне развитой личности.

3.Характеристика дисциплины «Музицирование» в условиях ДШИ

Являясь вспомогательной дисциплиной, «Музицирование» предполагает новые теоретические и практические подходы к процессу обучения игре на фортепиано. Предмет представляет собой сочетание различных форм работы, таких как импровизация и сочинение, подбор по слуху, разучивание произведений, не входящих в репертуар по специальности, знакомство с различными видами фактуры, транспонирование, аранжировка, направленных на развитие творческих навыков учащихся.

Всё это очень важно как для детей с хорошими музыкальными данными, так и для ребят со средними способностями; как для профессионально перспективных детей, так и для тех, кто просто будет любить искусство, если даже учащийся не изберет своей профессией музыку, после окончания музыкальной школы в нем навегда сохранится любовь к музицированию, к постоянному общению с любимым инструментом. По мнению И.Чижовой, "приобщая детей к музыке посредством обучения на фортепиано, необходимо учить всех - независимо от градаций способностей - и увлекать их именно музыкой в широком смысле слова, то есть обучать фантазировать, творчески мыслить, слушать; умению самостоятельно работать над звуком, грамотно и содержательно исполнять произведения перед слушателями." По мнению некоторых педагогов - пианистов, в числе которых Л.Баренбойм, Г.Нейгауз, А.Гольденвейзер, А.Алексеев, Г.Цыпин и др., эти задачи возможно решать путем введения в учебный план ДШИ дисциплины "Музицирование". В различные исторические эпохи - от Ренессанса до наших дней - музицирование являлось отражением эстетических потребностей общества. действенным средством общей профессиональной подготовки музыкантов-пианистов, а так же способствовало решению общественно важных художественно- просветительских задач, приобщая к музыкальному искусству широкие круги любителей музыки.

4. Интеграция дисциплин, учащихся и преподавателей посредством дисциплины «Музицирование»

«Музицирование» интегрирует все дисциплины, объединяет творческие навыки, полученные в структуре других дисциплин: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература. И как пример этому - сочинение и постановка музыкальной композиции по мотивам сказки К.Чуковского «Муха – Цокотуха» в Гиагинской ДШИ. Сочинение и аранжировка музыки были осуществлены учащимися на уроках «Музицирования». В разучивании вокальных, хореографических номеров, а также в художественном оформлении сцены и самой постановки сюжета для сказки были задействованы учащиеся и педагоги других дисциплин и отделений.

Постановка "Мухи - Цокотухи" была принята с большим успехом и взрослой аудиторией и детьми. Многое в этом успехе зависело от работы педагога - хореографа, поставившего великолепные танцы Бабочек, Пчёлок, Восточный танец, танец Блошки и Общую пляску. Немало важную роль сыграла работа педагогов - вокалиста и хормейстера, подготовивших сольные номера персонажей - песни Мухи, Комара, Таракана, ансамблевые номера - песни Бабочек, Пчёлок, дуэт Мухи и Комара, общий хор. Несомненно настоящим украшением явились декорации, подготовленные педагогом - художником. И всё это было объединено в целостную органичную музыкальную композицию педагогом, работающим над режиссурой сказки. Работа над постановкой "Мухи - Цокотухи" - это весьма сложное дело, объединившее труд, творческую фантазию, упорство преподавателей нескольких отделений школы искусств. Все силы были направлены на то, чтобы родился этот праздник музыки, праздник театра, праздник искусства. И у каждого было ощущение полного творческого удовлетворения, что причастны к этому прекрасному творению.

Категория: Музыка
09.09.2018 21:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!