СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в процессе обучения химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, содействующих развитию творческих способностей обучающихся.

Содержание школьной программы по химии в незначительной степени способствует развитию творческой мыслительной деятельности. Перед учителем химии на протяжении всего образовательного процесса встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности? Поиск решения этой проблемы привёл к необходимости использования инновационных технологий в обучении химии.

Как самостоятельная школьная учебная дисциплина учебный предмет «Химия» сформировался во второй половине XIX века. Сам этот факт явился важнейшей инновацией в традиционной системе образования

 

[[1]].

Прежде чем говорить об инновационных технологиях в обучении химии, хотелось бы отметить несколько важных принципов, которые вносят непомерный вклад в процесс обучения. Одним из них является высокий профессионализм учителя. Необходимым условием плодотворного сотрудничества учителя и ученика является демонстрация учителем своего профессионального уровня. Ученикам, особенно старшеклассникам, нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. По-настоящему, внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит. Причем, желательно владеть не только материалом школьной программы, но и вносить изюминку в свой урок с помощью интересных фактов.

Немаловажным является умение советоваться с учениками. Дети должны понимать, что их мнение значимо для учителя. Можно выдвинуть несколько кандидатур среди учеников с целью выполнения ими следующих ролей: консультант (помогает отставшим по болезни ученикам), адвокат (рассматривает жалобы учеников по домашним заданиям), штурман (разрабатывает план повторения какой-то пройденной темы) и др [[2]].

С целью повышения интереса ученика к учебному материалу можно использовать привлекательную цель, которая ему понятна и интересна. Например, цель учителя – объяснить новую тему: «Сложные эфиры». Перед учениками же ставится иная цель: узнать, как выглядят и какими свойствами обладают вещества, которые были синтезированы в конце XIX — начале XX века и испытаны фармакологами, впоследствии же они стали основой таких лекарственных средств, каксалолвалидоли др. Также эти соединения получили широкое применение в качестве ароматизаторов.

Следующий прием заключается в том, что учитель при объяснении нового материала намеренно допускает ошибку. Ученики заранее предупреждаются об этом. Таким образом, учитель вызывает дополнительный интерес у учеников. Необходимо, чтобы творческие способности учеников могли реализовываться и при выполнении домашнего задания, поэтому оно должно быть соответствующего уровня.

Что касается инновационных технологий, то одной из них в педагогической теории и практике принято считать технологию игрового обучения.

Игровая учебная деятельность должна быть неотъемлемой частью учебного процесса. Игры помогаю разнообразить урок. Например, можно использовать игру, в которой учитель загадывает нечто (химическую реакцию, класс органических или неорганических соединений, конкретное вещество и т. д.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да, и нет». Такая игра помогает научиться вырабатывать стратегию поиска.

Можно использовать игру «пресс-конференция». Класс делится на две группы, одна из которых собирает и изучает материал, посвященный конкретной теме, например, ароматические углеводороды. Другая же группа, составляет вопросы к этой теме. Как только ученики будут готовы, назначается день пресс-конференции. Первая группа должна найти ответы на все интересующие вопросы второй группы.

Огромное значение имеют информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время информационные технологии создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса, которые, к сожалению, недостаточно осознаются в педагогической среде.

Традиционно в качестве основных прин­ципов дидактики считались и считаются принципы наглядности, сознательности и активности обучающегося, доступности и посильности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, систематичности и последовательности. В качестве основных принципов выступают также принципы научности, связи теории и практики, обучения и воспитания [[3]].

Интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование содержит в себе огромный развивающий потенциал. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Использование компьютерных программ на уроке химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию [[4]].

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

Однако, используя ИКТ, учитель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не заменяют его, как педагога, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Технологию метода проектов также можно отнести к одной из инновационных. Проектная деятельность является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступает координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Проектная деятельность ученика может быть реализована через защиту реферата, подготовку доклада, научно-исследовательскую работу и др. Особую роль в изучении химии отводится урокам-семинарам и урокам-конференциям, где количество затраченного труда на самостоятельную работу и результат сильно зависит от индивидуальных особенностей личности.

Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

 

 

[1]. Д. И. Мычко. Инновационные подходы к обучению в химическом образовании. Хiмiя: праблемы выкладання. № 9, 2011.

[2] А. Гин. Приемы педагогической техники. 8-е издание. Издательство: Вита-Пресс,  Москва. 2007

[3]. В.Д. Шадиков, И.С. Шемет. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы. Высшее образование в России. № 11, 2009.

[4]. О. И. Муравлева. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии. http://festival.1september.ru.

Категория: Химия
26.01.2015 12:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!