СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный педагогический опыт работы на тему: : «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания».

«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы. с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.

Если верить словам песни, то, возможно, будущее наших детей - «Прекрасное далеко…». Какой же выбрать путь в подготовке малышей к жизни, чтобы прекрасное далеко не было к ним жестоко.

Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов.

Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы:

Раскрытие возможностей экологического воспитания как средства развития личностных интегративных качеств дошкольников.

Гипотеза:

Целенаправленное и систематическое использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:

  • повысить профессиональную компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников;
  • создать максимальные условия для развития личностных интегративных качеств в процессе проектной экологической деятельности;
  • приобщение родителей к развитию личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов: Н.Н. Поддьякова, Д.Б. Эльконина, А. А.Леонтьева, Н.А.Рыжовой,

С.Н. Николаевой.

Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.

Цель первого этапа – изучение развития интегративных качеств детей, их индивидуальных возможностей (констатирующий эксперимент). Для обследования сформированности интегративных качеств дошкольников я использую пособие авторов-составителей Людмилы Васильевны Оловаренко – доцента кафедры, Людмилы Яковлевны Перминовой – преподавателя кафедры Курского Института Развития Образования. Показатели обследования в группе детей 5-6 лет на начало учебного года составили 54%. По результатам мониторинга интегративные качества на начало констатирующего эксперимента сформированы недостаточно.

Второй этап направлен на развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

По трем направлениям велось развитие:

- нравственных качеств,

- коммуникативных умений и навыков,

- любознательности и активности.

Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы. Были оборудованы: «мини-лаборатория», уголок природы, огород на окне, которые обновляются и пополняется в зависимости от возраста и потребностей детей; экологическая тропа, огород, уголок луга, цветники. Составила перспективный план, картотеку опытов и экспериментов, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности.

Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.

Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.

Выбрала новую форму работы с дошкольниками - экологические проекты, в рамках которых были использованы разнообразные технологии, формы и методы экологической работы с детьми.

Формы и методы:

  • экологические экскурсии;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • практическая деятельность в природе;
  • уроки доброты;
  • проведение экологических викторин и олимпиад, конкурсов детских рисунков;
  • ведение календарей природы.
  • отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты природы.

Технологии:

- игровая;

- интерактивная;

- здоровьесберегающая;

- развивающего обучения;

- социально-личностная;

- проблемного обучения;

- информационно-коммуникативная;

- поисково – исследовательская.

Проекты разрабатываю по четырём взаимосвязанным направлениям:

1. живая природа,

  1. неживая природа,
  2. рукотворный мир,
  3. физические явления.

Это:

«Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб», «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.

Передо мной стояла задача - не подавлять ребенка, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, ставить цель, выдвигать гипотезы и проверять их, думать, делать выводы, решать проблемы, возникшие в ходе исследования, что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника.

В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на экологические темы.

Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:

  • Успешность развития личностных интегративных качеств в процессе экологического воспитания в группе детей 6-7 лет на конец учебного года составила 98%.

Динамика изменений - 44%.

Результаты обследования показали, что новая форма работы с дошкольниками - экологические проекты, способствовала развитию интегративных качеств дошкольников.

Практическая значимость опыта:

Используя в своей работе экологические проекты, добилась положительных результатов по данной теме:

  • У детей развиты личностные качества: самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.
  • Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
  • Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), имеют первичные представления о мире, природе.

Для популяризации педагогического опыта работы на тему: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания» в дошкольном образовательном учреждении для педагогов мною были проведены следующие мероприятия:

  • Педагогический совет: «Организация предметной пространственной среды как основной механизм реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ».
  • Методическое объединение: «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации дошкольников»
  • Семинар: «Использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания».
  • Консультация: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе проектной деятельности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов ».

Стала победителем конкурсов: « Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении», «Презентация по экологическому воспитанию», «Мастер- класс по экспериментированию».

Принимала участие с детьми группы во всероссийском познавательном конкурсе-игре «Мудрый совёнок», в открытых межрегиональных интеллектуальных турнирах.

Уважаемые коллеги, хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Вам отвечу - я готовлю детей к будущей жизни сегодня, чтобы завтра прекрасное далеко к ним не было жестоко.

23.02.2017 21:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!