СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные поиски работы с художественно-одарёнными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Корчагина Ольга Александровна

Преподаватель высшей категории художественного отделения

МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского Россия г. Ноябрьск

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОИСКИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННО-ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать,и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Дети и проблема их воспитания в учебных заведениях всегда была актуальна. Учащиеся ни делились на одаренных и простых. Считалось, что ребёнок по своему индивидуален и гениален. Но, в последнее время после широкомасштабной деятельности по работе с одаренными детьми (1996 г.- принятие Федеральной целевой программы"Одаренные дети) резко возрос интерес к проблеме одарённости. В системе дошкольного и школьного обучения и воспитания происходит изменение: создаются новые условия и программы, открываются новые аспекты изучения. Это позволяет в свою очередь, по новому взглянуть на проблему одаренности.

Появление ребёнка на свет- это "чудо". Несомненно в том, что дети, не имея знаний и опыта, талантливы, но часто это скрыто от окружающих. Найти и раскрыть способности дарования -это первая и основная задача взрослых. Прежде чем говорит об одарённости, необходимо понять. чем она отличается от способностей.

Способность- это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способный ребёнок отличается от других детей, ему легко даётся обучение новых программ, успешно выполняет работу в какой-либо деятельности. Типы способностей: общие ( к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и специальные (к которым причисляют творческие, инженерные, коммуникативные, научные, мнемические (способность к запоминанию), имажитивные (хорошо развито воображение).

Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных )результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что одарённость и развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Одарённости и способности ребёнка, как и его отдельные способности, в чистом виде от природы не видны. Поддержка творческой активности в целом, зависит как от родителей, так и от педагогов.

Одарённость в разных областях имеет некую последовательность. Очень часто у ребёнка в раннем возрасте можно обнаружить одарённость к музыке, чуть позже к рисованию. Детское творчество является ценным в развитии ребёнка. Интерес к искусству, у маленького дарования, проявляется раньше, чем к точным наукам. И поэтому, педагог, работающий с детьми, одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления развития одаренного ребенка.

Сферы способностей у детей имеют соответствуют особые черты. Черты интеллектуальная сферы: внимательность, любопытство, хорошая память, легкая обучаемость, широкий кругозор. Способности к естественным наукам: внимание к предметам и явлениям, проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации. Дети, которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, усидчивы, слушать, изучать, впитывать, понимать. Черты творческого мышление: склонен к творчеству, чрезвычайно пытлив и любознателен. Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности ; много времени отводит рисованию или лепки; интуитивное применение законов композиции в рисунках; отличные средства композиции, построение и цветоведение работ. Способность к музыке проявляется необыкновенным интересом к музыкальным занятиям, а также к пониманию характера музыки. Приспособление к новым ситуациям, наблюдается в сфере общения и лидерства. Одаренность имеет свои нюансы и последствия: положительные и отрицательные. Положительным проявления одаренности: хорошие вербальные способности, упорство, объективность, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настырность, абстрактность мышления и т.д. Отрицательные последствия -индивидуальность, скорость мышления и письма, частая смена интересов, лидерство, строгость к другим и нетерпеливость. Одарённость детей в художественной деятельности, а именно в изобразительной, в раннем возрасте заметнее. Способность "творить"- это вид деятельности, который можно хранить, выставлять, коллекционировать, как признание дара маленького художника. Параллельно художественному творчеству, нужно учитывать возрастные, эмоциональные, личностные особенности ребёнка. Специфика способности к данному виду деятельности, позволяет изображать и выражать через образы, придавая деятельности художественный характер. В работах одарённого ребёнка можно отследить психологические механизмы, а также личностные особенности к данному виду деятельности.

Задачи учителя в развитии детской художественной одарённости заключается: в ознакомление детей с художественным творчеством; помочь раскрыть его потенциал ребёнка, развитие способностей и индивидуального творческого мастерства учащегося; создание комфортной среды общения; стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей; социализация посредством полученных знаний; самоопределение личности.

Методы работы для реализации поставленных задач: групповые, игровые, арттерапевтические, методы направленные на развитие социальной перцепции, а также основные методы обучения изобразительной деятельности. Для развития одарённости в художественно-творческой деятельности используются: нетрадиционные техники выполнения, различный уровень сложности; педагогические и психологические технологии, направленные на развитие изобразительных способностей; неординарное, творческое мышление и воображение, диагностику, направленную на изучение развития изобразительных способностей детей; внеурочная деятельность( мастерские и конкурсы различного уровня).

Факультативы в сфере художественной деятельности -это мастерские. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с наглядным материалом, а также участие в выставках различного уровня.

Качества учителя: должен иметь доброжелательностью, чуткостью, знание психологических особенностей одаренных детей, иметь высокий уровень интеллектуального развития, умение и интересы в художественной сфере, быть готовым к неожиданным поведениям в обучении одарённого ребёнка, иметь живой и активный характер, творческую гибкость, нетрадиционное мышление, вузовскую подготовку и интерес к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Одарённые дети в обучении очень сложны. Если талантливому ребёнку помочь разобраться в себе то в одном случае ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, и он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, а во втором случае напротив неправильное поведение в обществе, высокая требовательность, дотошность и придирчивость к другим может привести к отвержению коллективом.

Литература:

1. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству/ Богоявленская/Д. Б /- 1981.- С.10-12

2. Волков, И.П. Много ли в школе талантов / Волков И.П./. -1989.- С.7-10.

3. Гильбух. Ю.З. Внимание: одаренные дети. / Гильбух Ю.З/. - 1991. -С.1-3.

01.09.2018 09:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!