СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Корчагина Ольга Александровна
Преподаватель высшей категории художественного отделения
МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского Россия г. Ноябрьск
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОИСКИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННО-ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать,и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
Дети и проблема их воспитания в учебных заведениях всегда была актуальна. Учащиеся ни делились на одаренных и простых. Считалось, что ребёнок по своему индивидуален и гениален. Но, в последнее время после широкомасштабной деятельности по работе с одаренными детьми (1996 г.- принятие Федеральной целевой программы"Одаренные дети) резко возрос интерес к проблеме одарённости. В системе дошкольного и школьного обучения и воспитания происходит изменение: создаются новые условия и программы, открываются новые аспекты изучения. Это позволяет в свою очередь, по новому взглянуть на проблему одаренности.
Появление ребёнка на свет- это "чудо". Несомненно в том, что дети, не имея знаний и опыта, талантливы, но часто это скрыто от окружающих. Найти и раскрыть способности дарования -это первая и основная задача взрослых. Прежде чем говорит об одарённости, необходимо понять. чем она отличается от способностей.
Способность- это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способный ребёнок отличается от других детей, ему легко даётся обучение новых программ, успешно выполняет работу в какой-либо деятельности. Типы способностей: общие ( к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и специальные (к которым причисляют творческие, инженерные, коммуникативные, научные, мнемические (способность к запоминанию), имажитивные (хорошо развито воображение).
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных )результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что одарённость и развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Одарённости и способности ребёнка, как и его отдельные способности, в чистом виде от природы не видны. Поддержка творческой активности в целом, зависит как от родителей, так и от педагогов.
Одарённость в разных областях имеет некую последовательность. Очень часто у ребёнка в раннем возрасте можно обнаружить одарённость к музыке, чуть позже к рисованию. Детское творчество является ценным в развитии ребёнка. Интерес к искусству, у маленького дарования, проявляется раньше, чем к точным наукам. И поэтому, педагог, работающий с детьми, одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления развития одаренного ребенка.
Сферы способностей у детей имеют соответствуют особые черты. Черты интеллектуальная сферы: внимательность, любопытство, хорошая память, легкая обучаемость, широкий кругозор. Способности к естественным наукам: внимание к предметам и явлениям, проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации. Дети, которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, усидчивы, слушать, изучать, впитывать, понимать. Черты творческого мышление: склонен к творчеству, чрезвычайно пытлив и любознателен. Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности ; много времени отводит рисованию или лепки; интуитивное применение законов композиции в рисунках; отличные средства композиции, построение и цветоведение работ. Способность к музыке проявляется необыкновенным интересом к музыкальным занятиям, а также к пониманию характера музыки. Приспособление к новым ситуациям, наблюдается в сфере общения и лидерства. Одаренность имеет свои нюансы и последствия: положительные и отрицательные. Положительным проявления одаренности: хорошие вербальные способности, упорство, объективность, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настырность, абстрактность мышления и т.д. Отрицательные последствия -индивидуальность, скорость мышления и письма, частая смена интересов, лидерство, строгость к другим и нетерпеливость. Одарённость детей в художественной деятельности, а именно в изобразительной, в раннем возрасте заметнее. Способность "творить"- это вид деятельности, который можно хранить, выставлять, коллекционировать, как признание дара маленького художника. Параллельно художественному творчеству, нужно учитывать возрастные, эмоциональные, личностные особенности ребёнка. Специфика способности к данному виду деятельности, позволяет изображать и выражать через образы, придавая деятельности художественный характер. В работах одарённого ребёнка можно отследить психологические механизмы, а также личностные особенности к данному виду деятельности.
Задачи учителя в развитии детской художественной одарённости заключается: в ознакомление детей с художественным творчеством; помочь раскрыть его потенциал ребёнка, развитие способностей и индивидуального творческого мастерства учащегося; создание комфортной среды общения; стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей; социализация посредством полученных знаний; самоопределение личности.
Методы работы для реализации поставленных задач: групповые, игровые, арттерапевтические, методы направленные на развитие социальной перцепции, а также основные методы обучения изобразительной деятельности. Для развития одарённости в художественно-творческой деятельности используются: нетрадиционные техники выполнения, различный уровень сложности; педагогические и психологические технологии, направленные на развитие изобразительных способностей; неординарное, творческое мышление и воображение, диагностику, направленную на изучение развития изобразительных способностей детей; внеурочная деятельность( мастерские и конкурсы различного уровня).
Факультативы в сфере художественной деятельности -это мастерские. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с наглядным материалом, а также участие в выставках различного уровня.
Качества учителя: должен иметь доброжелательностью, чуткостью, знание психологических особенностей одаренных детей, иметь высокий уровень интеллектуального развития, умение и интересы в художественной сфере, быть готовым к неожиданным поведениям в обучении одарённого ребёнка, иметь живой и активный характер, творческую гибкость, нетрадиционное мышление, вузовскую подготовку и интерес к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Одарённые дети в обучении очень сложны. Если талантливому ребёнку помочь разобраться в себе то в одном случае ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, и он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, а во втором случае напротив неправильное поведение в обществе, высокая требовательность, дотошность и придирчивость к другим может привести к отвержению коллективом.
Литература:
1. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству/ Богоявленская/Д. Б /- 1981.- С.10-12
2. Волков, И.П. Много ли в школе талантов / Волков И.П./. -1989.- С.7-10.
3. Гильбух. Ю.З. Внимание: одаренные дети. / Гильбух Ю.З/. - 1991. -С.1-3.
© 2018, Корчагина Ольга Александровна 309