СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей сельской школе на сегодняшний момент обучаются дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха. Такие дети по рекомендации  врачебной комиссии и заявления родителей обучаются у нас индивидуально на дому по общеобразовательным программам. Но надо отметить, что с каждым годом растет количество детей, которые не могут в полной мере осваивать основные программы общеобразовательной школы. Зачастую это дети из неблагополучных семей или дети, чьи родители не осознают в полной мере свою ответственность за своего ребенка (его здоровья и образование).

Выход из данной ситуации – это использование адаптированной образовательной программы – образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2 Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ).

Однако осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья высвечивает ряд проблем:

  1. необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;
  2. отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
  3. недостаточное развитие в образовательных учреждениях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;
  4. нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;
  5. недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;
  6. неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.

Проблема еще заключается в том, на мой взгляд, что при поступлении в школу проведение медицинской комиссии зачастую происходит формально. В дошкольном образовательном учреждении не проводится диагностика сформированности основной деятельности у детей выпускных групп (а именно, сформированности игровой деятельности и степени сформированности учебной деятельности). К нам приходят все дети, достигшие возраста 6,5 лет. И уже в процессе обучения в школе у некоторых детей возникают проблемы. Чтобы выяснить причины данных проблем, необходимы консультации специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и т.д. В нашей сельской школе таких специалистов нет. Хотя в районе работает психолого-медико-педагогическая комиссия, но чтобы показать ребенка ее специалистам, необходимо собрать документы (что не составляет труда сделать со стороны школы) и получить согласие родителей (что зачастую просто невозможно из-за непонимания и нежелания этого делать с их стороны). 

В нашей сельской школе на сегодняшний момент реализуются варианты обучения детей-инвалидов. А именно:

1. Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов или детей, по медицинским показаниям не имеющих возможности посещать школу длительное время, при котором наши преподаватели организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Домашнее обучение ведется по общеобразовательной программе с уменьшением сроков ее прохождения.

2. Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах  обмена учебной информацией на расстоянии. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме он-лайн, так и выполнение учащимся заданий, присылаемых ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов обратно преподавателю.

Понятно, что не все школы готовы сейчас проводить учебные занятия для детей с проблемами здоровья. Однако, важно, чтобы администрация и учителя школ нашего района осознали необходимость начала такой работы. И в тех школах, где есть понимание нужности и важности инклюзивного образования, эта работа началась бы. Конечно, вопрос об инклюзии ребёнка в каждом конкретном случае решается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей ребёнка и возможностей школы включить его в учебный процесс, но главное о чём нужно помнить – это то, что ребёнок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов. 

10.01.2015 20:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!