СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проблемы использования и разработки электронных образовательных ресурсов по информатике».

Компетентность педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах рабо?ты в информационной среде; информационной безопасности общества и личности и необходимости самоограничения человека и общества, живущего в условиях избытка информации и глобальной технологизации общества; о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития.

Этот компонент информационной культуры в личностном аспекте проявляется в рефлексии качества и результатов своей информационной деятельности; ответственности за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности с пользой для других и общества в интересах личностной самореализации; в опыте нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий; в выработке собственного взгляда на дальнейшую перспективу развития информационных технологий. Личностью осознаете представление о невозможности и негуманности решения определенных типов проблем с использованием компьютера, критически оцениваются различные проявления насилия, безнрав?ственности, безвкусицы в «массовой» компьютерной культуре и индустрии.

Пересечение областей информационной культуры и профессиональной культуры педагога выражается в профессиональной этике, эргономической, правовой культуре, а включение информационной культуры в общую культуру реализуется в культуре мышления, поведения, общения, эстетической культуре. Не случайно культура порой рассматривается как именно информационное явление. Об этом же свидетельствует и анализ основных функций культуры в обществе: ценностности ориентирующей, познавательной, социализирующей, коммуни?кативной, практически-преобразовательной.

Методы традиционной образовательной системы получают благодаря воз?можностям коммуникационных технологий новое развитие. Так, лекции, содержащие материал, восприятие которого не требует дополнительных дискуссий, могут быть подготовлены в электрон?ном виде, выставлены в локальной сети, в Интернете или в элект?ронной конференции. Конспекты лекций могут дополняться под?борками статей, дополнительными материалами, адресованными конкретным студентам. Индивидуальное обучение как таковое ре?ализуется в основном посредством таких технологий, как ICQ, электронная почта, обеспечивающих общение студента с препо?давателем в приватной форме.

Технологии чатов, видео- и элект?ронных конференций позволяют проводить как оперативные кол?лективные обсуждения, дискуссии, так и протяженные по време?ни виртуальные семинары. В последнем случае порядок работы обусловливается асинхронностью образовательной среды: участ?ники электронного семинара готовят сообщения, которые отправ?ляются по электронной почте для рассмотрения всей группой; далее следует направляемое преподавателем их обсуждение, по завер?шении которого участники группы подводят итоги, опять-таки представляемые всей группе.

Наиболее разработанным направлением информатизации образования является применение электронного образовательного ресурса непосредственно в учебном процессе.

Принципи? альная возможность и педагогическая обоснованность этого были исследованы еще в шестидесятые годы. С тех пор сформулированы важные концептуальные положения, определяющие роль и место компьютера в системе других средств обу?чения, его разнообразные педагогические возможности по ин?дивидуализации и дифференциации обучения, интенсификации учебного процесса, активизации учебной деятельности учащих?ся, их творческой самореализации и т.д.

Экспоненциальный характер развития информационных тех?нологий, широкая экспансия их во все сферы деятельности че?ловека и общества определяют актуальность исследования про?блем проектирования и применения электронных ресурсов в системах образова?ния различного уровня и профиля. На современном этапе за?метно активизировались работы в направлении информатиза?ции процессов обучения, личностного развития учащихся и воспитания, информатизации научных исследований, инфор?матизации управления педагогическими системами и т.д.

Не ?обходимо отметить, что в современных педагогических иссле?дованиях использование понятия «электронный образовательный ресурс» осложняется большим разнообразием подходов и неопределенностью используемой в этой области терминологии (разные авторы обычно рассматри?вают технологии только в отдельно взятом направлении, чаще всего только в учебном процессе). Понятие электронного ресурса трактуется от программных средств учебного назначения (ПСУН) через педагоги?ческие программные средства (ППС) до информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронным образовательным ресурсом будем называть конкретный матери?альный продукт, реализующий ИКТ, который состоит, на?пример, из дискет, компакт-дисков, методического обеспече?ния и т.д. В электронном ресурсе должны быть учтены основные принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера. Сгруппируем их в три основные группы: дидактические, организационные и технические требования.

Выделим основные дидактические требования к созданию и применению электронного ресурса с учетом концепции личностно-ориентированного образования:

?? педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в образовании;

?? научность содержания ресурса, предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;

?? доступность предъявляемого учебного ресурса средствами ИКТ данному контингенту обучаемых, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;

?? повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;

?? осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуально?го маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориен?тированных на индивидуальные психофизиологические, интел?лектуальные, мотивационные особенности обучаемого); сочета?ние групповых и индивидуальных форм обучения в зависимо?сти от его задач, содержания и методов;

?? развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследователь?ской, научной деятельности.

Выделим основные организационные требования к созданию и применению электронного образовательного ресурса:

?? соответствие содержания и информационной упорядочен?ности учебного материала образовательным стандартам, учеб?ным планам и программам образовательного учреждения;

?? обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИКТ как в обучении (на разного рода занятиях – лекциях, лабораторных и практических работах, в самоподготовке, в научно-исследовательской, внеклассной работе), так и в управлении образованием;

?? адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;

?? обеспечение эстетического восприятия и оформления ресурса, устанавливающих соответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности их визуальных и звуковых элементов;

?? разработка собственных методических рекомендаций педагога и творческая адаптация готовой документации для использования в ИКТ;

?? реальное сокращение затрат времени на организацию учебно-воспитательного процесса педагогом, в полной мере владеющим информационной культурой своего труда.

В качестве основных технических требований к созданию и применению электронного образовательного ресурса выступают:

?? обеспечение устойчивой, без сбоев работы;

?? защита от несанкционированных действий как непосредственного пользователя ресурса, так и внешнего воздействий из сети;

?? высокая скорость обработки информации и выполнений всех процедур при работе с ресурсом в целях устранения негативных ощущений у пользователей, связанных с долгой загрузкой очередного фрагмента или ожиданием реакции компьюте?ра на действия пользователя;

?? возможности сетевых способов работы с ресурсом;

?? простота инсталляции ресурса в компьютерную систему;

?? соответствие основы ресурса современным операционным системам.

Педагог должен понимать, что успешность результатов обуче?ния напрямую зависит от возможности выбора обучаемыми типа образовательной среды, как на стадии ознакомления, так и на ста?дии обдумывания нового материала. Например, изучение предпочтений обу?чаемых и результатов их работы с электронными ресурсами показывает, что для обучаемых с выраженным вербальным типом для изучения даже динамических процессов предпочтительны статические изображения, сопровождаемые текстовым описанием. В то же вре?мя обучаемые с преобладанием образного типа мышления полу?чат более адекватный материал при использовании анимированных иллюстраций, но только в том случае, если они имеют доста?точную предварительную подготовку.

Процесс нарастания интеграции электронных образовательных ресурсов в обучение вызывает необходимость совершенствования традиционного учебного класса на основе сетевых технологий. Учебный класс нового образца позволит преподавателю со своего рабочего места непосредственно на мониторе учащегося контролировать и координировать учебный процесс – получать доступ со своей клавиатуры на компьютер ученика, обмениваться с ним визуальной информацией, копировать изображение со своего монитора на мониторы обучаемых и обратно, осуществлять аудиосвязь с конкретным учеником, использовать проектор, демонстрирующий изображение с преподавательского компьютера или компьютера учащегося на доску.

Дидактические требования к электронным ресурсам как к средству ИКТ заключаются в следующем:

1.? Способность обеспечить более высокий уровень реализации таких традиционных требований, как научность обучения, доступность обучения, проблемность обучения, наглядность обучения, активность и сознательность учащихся в процессе обучения, систематичность и последовательность обучения, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

2.? Электронные ресурсы должны обеспечивать выполнение требований индивидуальности, интерактивности и адаптивности обучения.

3.? Системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала в электронном ресурсе.

4.? Обеспечение полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения.

В проектировании электронных образовательных ресурсов можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концеп?туализацию, формализацию, реализацию и тестирование.

Идентификация включает определение ролей участников про?цесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяется состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов – в области информационных технологий, для про?граммистов – по вопросам, связанным с особенностями представ?ления дидактических материалов конкретной предметной области.

Концептуализация предполагает определение содержания, це?лей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует кон?цептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ресурсе (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между его составляющими. Например, какое звуковое сопро?вождение наиболее предпочтительно при проверке знаний, а ка?кие материалы должны быть представлены в виде статичных графиков с текстовым комментарием и анимационными роли?ками и т.д.

Формализация предполагает анализ дидактических задач, кото?рые должны решаться путем использования электронного ресурса, поиск и форма?лизацию возможных методов их решения на основе модели про?цесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ресурса. На этом этапе изучаются возможные сце?нарии предъявления обучаемым дидактических материалов, прин?ципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с электронным ресурсом.

Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему – сценарий действий автоматизированной обуча?ющей системы, использующей централизованный электронный ресурс.

На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию ра?ботоспособность ресурса и позволят выявить его возможные слабо?сти. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в АОС, доказав или опровергнув эффективность используемых ресурсов.

В последние годы были разработаны и получили определенную популярность различные программные комплексы, расширяющие возможности, предоставляемые технологией HTML. Их отличи?тельной особенностью является легкость в освоении, что дает возможность непосредственно педагогам создавать профессиональ?ные гипертекстовые учебные средства.

Помимо программ из популярного пакета Microsoft Office (Word, Excel, Access, FrontPage), позволяющих легко трансформировать разнообразные документы в гипертекстовые, имеются средства, специально пред?назначенные для создания электронных книг с удобной системой навигации и поиска информации.

Корпорация Microsoft активно внедряет идею перехода к встроенным справочным системам для своей продукции на основе программы просмотра гипертексто?вых документов Microsoft Internet Explorer – системы Microsoft HTML Help. Язык HTML, постепенно приобретающий статус универсаль?ного языка обработки информации, обеспечивает широкие воз?можности по внедрению единой идеологии. Этот подход пригоден не только для справочной системы какого-либо программного продукта, но и для создания всевозможных электронных учебных пособий или просто хорошо структурированных больших доку?ментов со стандартной, привычной для пользователей Windows, системой навигации и поиска. Эти соображения и служат предпо?сылкой к широкому использованию системы Microsoft HTML Help на базе свободно распространяемого инструментального средства Microsoft HTML Help Workshop для разработки различных элект?ронных учебников силами самих педагогов.

В решении многих вопросов создания пространственно распределенной образова?тельной системы могут играть самую активную роль и педагоги, и обучаемые. В качестве приоритетных направлений формирова?ния и развития комплекса информационной поддержки вирту?ального учебного центра на базе образовательного web-сервера можно определить два основных.

Первое направление – это проектирование информа?ционно-административного web-сайта, размещенного на сервере учебного заведения и обеспечивающего информационную под?держку административной, учебно-методической, научно-иссле?довательской деятельности виртуального учебного центра. Подоб?ные сайты играют самостоятельную роль, они не могут быть за?менены официальными web-страницами, поскольку сама их струк?тура должна определяться характером деятельности виртуального учебного центра. Это может быть и дистанционное обучение, и выполнение творческих проектов, и проведение сетевых олимпи?ад.

Суть второго направления состоит в подготовке раз?личных электронных учебных материалов для содержательного наполнения образовательного сервера, своеобразных «кирпичиков», из которых и будет слагаться единая информационная образова?тельная среда России. Главная роль в этом деле, конечно, принад?лежит педагогам, но и для обучаемых здесь открывается широкое поле деятельности.

Это может быть, например, подготовка web-страниц, содержащих обзорные материалы и аннотированные ка?талоги со списками наиболее ценных источников информации (ссылок Интернет) по той или иной дисциплине, формирование баз данных в моделирующих программах и т. п. Использование ги?пертекстовой технологии позволит легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствуя возможности работы с информацией и для педагогов, и для обучаемых

Российский рынок электронного контента, с одной сторо?ны, еще очень молод и не располагает достаточным потенциа?лом для удовлетворения запросов крупных корпораций. Тем не менее, присутствие в этой весьма специализированной нише не?скольких компаний создает все условия для здоровой конкурен?ции и создания высококачественного продукта. С другой сторо?ны, ситуацию на рынке характеризует некая степень неопреде?ленности, так как в данном сегменте бизнеса отсутствует явный лидер. Компании можно пересчитать по пальцам: «Новый Диск», CSSeTrain, WebSoft. Их объединяет одно – все предлагают элек?тронные курсы собственного производства. В первую очередь, эти курсы рассчитаны на сферу корпоративного обучения и управ?ления знаниями сотрудников в области бизнеса и информаци?онных технологий.

На сегодняшний день можно предложить множество вариантов разработки учебных курсов. Для нас наиболее приемлем следующий ниже вариант.

Рекомендации по разработке предметного материала для электронного учебного пособия

Структура электронного учебного пособия:

– блок учебного материала;

– блок внутреннего контроля или самообразования;

– блок самообразования;

– блок внешнего контроля.

Вышеуказанные блоки взаимосвязаны между собой следующим образом. Пособие разбито на модули, содержащие разделы, каждый раздел обязательно содержит теоретические сведения и блок самоконтроля. Также в электронное учебное пособие входят блок самообразования, информационный блок и блок внешнего контроля.

Предложенная структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, как разделы взаимосвязаны между собой.

Подготовленный предметный материал должен отвечать следующим требованиям.

Требования к блоку учебного материала:

– четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;

– наличие рекомендации по изучению дисциплины;

– компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты;

– между элементами материала должны быть выделены внутренние (например, словарь терминов) и внешние (например, на моделирующую программу или программу-тренажер) ссылки;

– наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео, аудио вставки).

Требования к блоку самоконтроля:

блок самоконтроля должен включать:

– вопросы и упражнения для самоконтроля;

– тесты для самоконтроля;

– пояснения и подсказки и ссылки на соответствующий раздел/тему при неправильном выполнении промежуточных тестов.

По окончании каждого модуля (или) раздела должны размещаться элементы самоконтроля: вопросы, упражнения, тесты. Особенность этого блока состоит в том, что правильные ответы к упражнениям и тестам для самоконтроля как бы "зашиты" в самом учебнике, что позволяет студенту узнать свою оценку непосредственно после прохождения теста или решения задачи. Желательно, чтобы упражнения также содержали подробное описание решения.

Требования к блоку самообразования:

Использование электронного учебного пособия, в основном, для организации самостоятельной работы студентов, накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В учебнике должны присутствовать элементы этого блока:

– перечень литературы. Желательно, чтобы он был сгруппирован по разделам/темам;

– ссылки на Интернет-источники;

– вопросы и темы для самостоятельно изучения;

– дополнительные сведения (исторические факты, биографии, видео, аудио-вставки);

– хрестоматия по курсу (выдержки из классических произведений, исторических источников, документов, стандартов сгруппированные по разделам программы);

– словарь основных терминов.

Требования к блоку внешнего контроля:

В зависимости от видов учебной деятельности и форм итогового контроля в этот блок необходимо включить:

– при наличии в учебной программе дисциплины, курсовой работы, курсового проекта или лабораторных работ в электронном учебном пособии должны быть представлены - методики расчета, образцы выполнения и оформления соответствующей работы.

– по итоговому контролю (зачет/экзамен) в электронном учебном пособии должны быть приведены вопросы к зачету (экзамену), ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса;

– контрольные измерительные материалы итогового тестирования (тесты).

Требования по объему предметного материала и количеству тестовых заданий:

В качестве показателя, характеризующего учебную дисциплину, можно принять общее количество часов, отводимых на её изучение. Если указанное число обозначить как Х, то можно ввести следующие требования к объему:

а) объем основного текста, который будет размещен в электронном учебнике, не должен превышать 2Х страниц, где требования к одной странице следующие:

– рекомендуемый редактор - Word

– формат листа – А4

– размеры полей страницы – 2см;

– отступ – 1,25 см

– размер шрифта – 14 пт;

– междустрочный интервал – одинарный;

б) число вопросов и заданий для самоконтроля должно быть не менее 10 на каждую тему;

в) количество тестовых заданий для самоконтроля – не менее 10 на каждый модуль / раздел;

г) каждая тема должна быть отражена в итоговом тесте не менее 10 тестовыми заданиями, при этом общее число итоговых тестовых заданий по дисциплине должно быть не менее Х.

И несколько слов о программно-технологических комплексах фирмы Apple.

Данные продукты представляют собой абсолютно иное решение многих задач. Компьютеры Apple являясь высокотехнологическими продуктами выполнены в виде моноблоков, т. е монитор и системный блок являются одним целым. В состав программного обеспечения входит операционная система Mac OS X 10.5 Leopard. В состав системы на уровне стандартного программного обеспечения входят комплекты для создания музыки, рисования, работы в интернете. Однако у моноблоков имеется проблема в другом: программы, созданные для Windows он не принимает. Это такие программы, которые являются на сегодняшний день привычными и работа без них становится просто невозможной. А именно пакет Microsoft Office. Выпускаемые производителем пакеты являются узко англоязычными, поэтому применение их в образовательном процессе является проблематичным.

С другой стороны компьютеры Apple имеет весь инструментарий для их быстрого развертывания на любом рабочем месте: беспроводная локальная сеть, моноблок, программное обеспечение. С этой точки зрения компьютеры Apple являются довольно выигрышным вариантом для реализации различных мобильных классов, мастерских или других целей.

Библиографический список

1.? Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

2.? Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3.? Тиффин Дж., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.:Информатика и образование, 1999.

4.? Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М:, Мир, 1997.

5.? Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

6.? Персианов В.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Образовательный сайт. – Тула:

7.? Сервер ТГПУ (http://www.tspu.tula.ru), 2008.

25.08.2015 15:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!