СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный подход к ребенку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду - это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Поэтому я попробовала в работе совместить, казалось бы, несовместимые вещи: индивидуальную работу при условии работы со всей группой детей. Тем самым создаю условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы. У каждого свой характер, свой стиль общения и поведения. И к каждому из них нужно подобрать ключик, который откроет дверцу в глубокий мир маленького человечка и наполнит этот мир красотой, любовью и добротой. В любой группе есть дети- флегматики. Они медлительны и усидчивы, темп их деятельности неторопливый. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, мы не пытаемся торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Таким детям не надо делать замечания относительно темпа их деятельности и называть «Копушей» или «Опять ты последний». Это может привести, к развитию у детей неуверенности в своих силах, а у сверстников создать чувство превосходства над ними и соответствующее отношение.

Задача воспитателя способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. По отношению к таким детям лучше использовать приемы опережающего воздействия, т. заблаговременно напоминать им о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении срока завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Мы используем разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.

В зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными дети холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На занятиях они нередко приступают к выполнению задания, не выслушав объяснения до конца. Работу выполняют быстро, небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок.

Наша задача состоит в правильной организации его образа жизни в группе. Главное — дать полезное направление выходу детской энергии. Поэтому таких детей надо приобщать к интересным и полезным делам, иногда давать разнообразные поручения, в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда. («Поспешишь — людей насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование, рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока лучше просохнет краска»).

Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное — не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Важно показать ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты целенаправленности и организованности.

Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких детей довольно быстро и благоприятно.

Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей.

Главное, что становится предметом особого внимания воспитателя при подготовке таких детей к школе, — это формировать умение доводить начатое дело до конца, не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

К данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат. Не следует поддерживать стремление детей-сангвиников к слишком частой' смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять настойчивость таких детей, их старательность, целеустремленность. Постоянно повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и результативности деятельности.

Особого внимания заслуживают дошкольники с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает высокие воспитательные результаты. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.

Непонимание воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им замечания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у детей неуверенности в своих возможностях. Дети-меланхолики часто выпадают из сферы особого внимания воспитателя, так как не нарушают порядок и ведут себя в группе незаметно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой невозможно полноценное развитие личности.

Главная задача воспитателя в подготовке таких детей к школе — поддержать их, вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью

- положительной оценки их поведения,

-создания установок на проявление воли,

-настойчивости,

выражения уверенности в возможностях ребенка хорошо выполнить новое дело, настраивая «У тебя должно получиться».

Детям целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся, и результаты которых увидят сверстники. Например, выучить дома стишок, считалку, физкультминутку и разучить с детьми в группе. Это окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельными, развивают способность к взаимодействию.

С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе, подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внимание он уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая дружеские контакты непопулярных детей со сверстниками, воспитатель, с одной стороны, обогащает умения и навыки данных детей, развивает их склонности, интересы, помогает им накопить необходимые для содержательного общения со сверстниками, умения, т. е. создает предпосылки для контактов с детьми. С другой стороны, он целенаправленно перестраивает отношение самих ребят к непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заинтересованное отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные результаты и помогает найти непопулярному ребенку друга, партнера для игры.

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду - это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Поэтому я попробовала в работе совместить, казалось бы, несовместимые вещи: индивидуальную работу при условии работы со всей группой детей. Тем самым создаю условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы. У каждого свой характер, свой стиль общения и поведения. И к каждому из них нужно подобрать ключик, который откроет дверцу в глубокий мир маленького человечка и наполнит этот мир красотой, любовью и добротой. В любой группе есть дети- флегматики. Они медлительны и усидчивы, темп их деятельности неторопливый. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, мы не пытаемся торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Таким детям не надо делать замечания относительно темпа их деятельности и называть «Копушей» или «Опять ты последний». Это может привести, к развитию у детей неуверенности в своих силах, а у сверстников создать чувство превосходства над ними и соответствующее отношение.

Задача воспитателя способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. По отношению к таким детям лучше использовать приемы опережающего воздействия, т. заблаговременно напоминать им о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении срока завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Мы используем разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.

В зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными дети холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На занятиях они нередко приступают к выполнению задания, не выслушав объяснения до конца. Работу выполняют быстро, небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок.

Наша задача состоит в правильной организации его образа жизни в группе. Главное — дать полезное направление выходу детской энергии. Поэтому таких детей надо приобщать к интересным и полезным делам, иногда давать разнообразные поручения, в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда. («Поспешишь — людей насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование, рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока лучше просохнет краска»).

Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное — не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Важно показать ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты целенаправленности и организованности.

Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких детей довольно быстро и благоприятно.

Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей.

Главное, что становится предметом особого внимания воспитателя при подготовке таких детей к школе, — это формировать умение доводить начатое дело до конца, не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

К данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат. Не следует поддерживать стремление детей-сангвиников к слишком частой' смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять настойчивость таких детей, их старательность, целеустремленность. Постоянно повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и результативности деятельности.

Особого внимания заслуживают дошкольники с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает высокие воспитательные результаты. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.

Непонимание воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им замечания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у детей неуверенности в своих возможностях. Дети-меланхолики часто выпадают из сферы особого внимания воспитателя, так как не нарушают порядок и ведут себя в группе незаметно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой невозможно полноценное развитие личности.

Главная задача воспитателя в подготовке таких детей к школе — поддержать их, вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью

- положительной оценки их поведения,

-создания установок на проявление воли,

-настойчивости,

выражения уверенности в возможностях ребенка хорошо выполнить новое дело, настраивая «У тебя должно получиться».

Детям целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся, и результаты которых увидят сверстники. Например, выучить дома стишок, считалку, физкультминутку и разучить с детьми в группе. Это окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельными, развивают способность к взаимодействию.

С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе, подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внимание он уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая дружеские контакты непопулярных детей со сверстниками, воспитатель, с одной стороны, обогащает умения и навыки данных детей, развивает их склонности, интересы, помогает им накопить необходимые для содержательного общения со сверстниками, умения, т. е. создает предпосылки для контактов с детьми. С другой стороны, он целенаправленно перестраивает отношение самих ребят к непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заинтересованное отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные результаты и помогает найти непопулярному ребенку друга, партнера для игры.

12.05.2021 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!