СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.
Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ, а также на регламентах ФГОС и профстандарта.
Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.
В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.
Дорожная карта содержит:
Тематические направления, определяющие всю работу.
Перечень мероприятий для каждого направления.
Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
Прогноз и описание ожидаемых достижений.
Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
Практическое применение ИОМ.
Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.
Данные пункты должны включать следующую информацию:
Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
- Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
- Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
- Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
Что должен содержать ИОМ? Структура составления
В ИОМ должны входить следующие пункты:
Титульный лист.
Название учебного заведения
Ф.И.О. педагога
Город, год создания
Информационная справка о педагоге
ф.и.о.;
занимаемая должность;
образование;
дата аттестации;
квалификационная категория;
дата прохождения программ повышения квалификации;
педагогический стаж.
Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ
индивидуальная тема самообразования;
задачи;
цель;
форма самообразования;
ожидаемый результат;
сроки работы над проблемой;
форма отчета о ходе работы.
Дорожная карта
Диагностика проделанной работы с выводами
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:
Общие сведения о педагоге
ФИО педагога | |
Образование | |
Стаж педагогической работы | |
Квалификация | |
Курс повышения квалификации |
Цель и задачи профессионального развития:
__________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Самодиагностика:
__________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Дорожная карта:
Тематические направления | Перечень мероприятий | Сроки реализации | Ожидаемый результат | Формы и способы предоставления результатов |
Профессиональное самообразование | ||||
Психолого-педагогическое | ||||
Методическая работа в образовательной организации | ||||
Информационные технологии |
Оценка достигнутых результатов:
Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.
Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.
Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.
Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.
Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.
В
Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.
При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.
Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.
Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.
Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.
Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:
повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
работа в профессиональном сообществе;
самообразование;
методическая работа.
Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.
У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.
Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.
Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.
Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.
Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО - Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации.
© 2022, Ещенко Валентина Георгиевна 544