СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имидж учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Куда бы мы ни шли, имидж наш

(неважно, хороший ли, дурной)

нас обязательно опередит.

Ф. Честерфилд

Прошли годы, как а я окончила школу, но до сих пор помню учителей, которыми любовалась ежедневно. Их внешний облик всегда притягивал мой взгляд, заставляя надолго остановиться на нем. Пристально рассматривая одежду, украшения, макияж учителей, я мечтала о том, что когда-нибудь и я так буду выглядеть. Иногда мне в большей степени нравился сам учитель, чем его предмет, потому, что не могла дождаться следующего урока, чтобы посмотреть, в чем же он сегодня придет. В глазах такого учителя не хотелось упасть лицом в грязь, и я старательно изучала его предмет.

От внешнего образа учителя зависит многое, и это я поняла еще со школьных лет.

Учитель всегда находятся на виду, ведь его окружают ученики, родители, коллеги, а чтобы расположить к себе этих людей, нужно уметь производить на них впечатление, т.е. заботиться о своем имидже, что, безусловно, поможет добиться успеха в педагогической деятельности.

На учителя смотрят внимательно. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор.», − писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.

Каждый из нас может привести пример учителя, чей образ стоит перед глазами долгие годы. Почему образ этого учителя всплывает, а не другого? Ответ очевиден. Этот образ был настолько оригинален, не похож, внешне прекрасен, что в нашем подсознании вплывает именно он.

Насколько точно будет создан образ педагога, настолько легко будет людям с ним общаться, ведь многие выстраивают свои отношения к другому человеку всего лишь на основании информации, полученной зрительным путем. Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев.

В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей». Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

Имидж есть у каждого учителя вне зависимости от того, старался ли он его создать или нет, ведь каждого педагога ученики эмоционально воспринимают по-разному, другими словами, у детей складывается стереотип восприятия образа учителя. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от ученика, т.к. и тот, и другой обладают индивидуальными особенностями.

Современные исследователи уделяют много внимания имиджу, профессиональному становлению и совершенствованию методических приемов работы учителя. Этой проблематике посвящены работы методистов, педагогов и психологов − Е.Е. Вяземского, А.А. Калюжного, М.В. Коротковой, Л.М. Митиной, П.Г. Постникова, О.Ю. Стреловой, В.В. Шогана и др.

Становление профессионализма учителя – процесс длительный, требующий постоянного повышения его компетентности. На протяжении всей своей карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать методическую базу, решая образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами своего предмета.

В связи с этим в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По мнению А.А. Калюжного, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются ему окружающими людьми.

Педагог должен оказывать на окружающих его людей только положительное психологическое воздействие, чего можно добиться при помощи обаяния. Правильно подобранные костюм, прическа, аксессуары и макияж только помогут сформировать приятный внешний образ учителя, но не следует с помощью одежды подчеркивать свою привлекательность, что может заставить учеников старших классов посмотреть на вас совершенно другими глазами, а коллег усомниться в ваших профессиональных качествах.

Не стоит забывать о том, что цвет, рисунок, детали одежды педагога также несут определенную психологическую нагрузку, поэтому важно уметь правильно сочетать вещи, чтобы достичь нужного эффекта.

Аксессуары могут придать внешности учителя некую изюминку, оригинальность, но они должны быть подобраны со вкусом и не быть слишком дорогими, потому что ученики могут это воспринять, как демонстрацию превосходства над ними.

Макияж, маникюр и прическа не должны привлекать к себе чрезмерное внимание.

Внешний облик учителя – это отражение его богатого духовного мира, который также является частью имиджа. Моральные принципы, поведение и характер определяют образ человека. Учитель должен быть уверенным в себе, доброжелательным к окружающим, нести личную ответственность, верить в доброе, иметь самообладание. Подобные личностные качества помогут педагогу ближе расположить к себе окружающих его людей, что необходимо для его профессиональных и личных контактов.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» — пишет В.М. Шепель.

Внутренний образ, как и внешний, играет немаловажную роль в создании имиджа, ведь внутренне состояние человека отражается и на внешнем. Если педагог себя будет чувствовать некомфортно, неуверенно, раздраженно, озабоченно, то и ученик со временем себя так будет вести. Поэтому учитель в рабочее время должен абстрагироваться от всего, что его беспокоит, ведь все личностное проявляется через деятельность. Плохое настроение педагога не должно отражаться на знаниях или оценках его учеников.

Мимика, жесты, голос учителя также сильно могут влиять на сознание детей, как и внешний облик, поэтому стоит их контролировать. Если педагог обладает хорошими манерами, то он сможет быстрее установить контакт с учениками, быстрее адаптироваться к сложившейся обстановке.

Особенно в этом поможет голос, ведь люди составляют мнение о человеке не только по его внешнему виду, но и по голосу, который может содействовать успешности в педагогическом труде. Педагог должен говорить красноречиво, выразительно, активно используя голосовую интонацию и правильно произнося слова.

Говоря о походке учителя, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура учителя, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположное настроение. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности учителя, чем на важности учебного материала.

Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий учитель не умеет управлять своим лицом, и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют мимические реакции со смысловым содержанием речи учителя. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель не будет пользоваться личностным доверием учащихся.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, педагог тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это чаще всего − оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса − от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса.

Внутренний образ − это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренняя установка на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ − это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

Имидж – это объединение внутреннего и внешнего, поэтому для достижения профессиональных высот учителю необходимо уметь представить себя окружающим его людям наиболее выгодным образом. Работая над своим образом, педагог тем самым самосовершенствуется, постепенно продвигаясь по пути улучшения профессионализма.

Категория: Всем учителям
09.11.2015 01:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!