СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ технологии.Организационные условия проведения и экология мультимедийного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доска и мел - наши главные инструменты, но всегда хочется чего-то большего.

Использование компьютерных технологий становится все более востребованным в начальной школе. Появляется все больше возможностей использования медиаресурсов на уроках в младшей школе. К тому же, большинство младших школьников уже имеют базовые навыки владения компьютером.

Цифровая среда, в которой предстоит жить детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. И одним из этих методов, который все большее количество педагогов начали использовать, это мультимедийные уроки.

Так что же будем называть мультимедийным уроком? Дословное значение слова мультимедия следующее:

Мультимедиа (англ. multimedia, от multi – много и media – средство) – собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия.

Из вышесказанного следует, что мультимедийный урок - это урок, когда есть деятельность учителя или/и учеников с применением медиасредств. Остается определить понятие медиасредств.

Медиасредства - это как раз и есть: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, обучающие программы на дисках.

Хотелось бы сразу сказать о качестве использования мультимедиа средств педагогами. Считается сегодня, что чем больше их - тем лучше! Но их использование должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. А также должны соблюдаться организационные условия проведения и экология мультимедийного урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Вы подготовили мультимедийный урок (а может, вы нашли уникальную разработку одного из ваших коллег ) и собираетесь провести урок в своём классе. Но даже хорошо подготовленный урок может с треском провалиться, если мы не учтём ещё целый ряд «мелочей».

1. Экран монитора ни в коем случае не является точной копией экрана мультимедийного проектора или интерактивной доски. Прежде чем провести урок, посмотрите его сами на большом экране, сравните, насколько соответствуют цвета, узнаваемы ли используемые фотографии и рисунки, созданные вами объекты. Удостоверьтесь, что текст читается с любого участка класса.

2. Именно во время урока мы вдруг обнаруживаем, что яркое солнце, заглянувшее в класс, свело на «нет» все наши усилия. Экран или интерактивная доска должны находиться в таком месте, где нет доступа прямым солнечным лучам(здесь хорошим «помощником» могут быть полузакрытые жалюзи).

3. Выполнили условия по второму пункту. Но. не увлекайтесь затемнением! Классная комната - это не кинозал. Уровень освещённости должен обеспечивать нормальные условия для работы учеников. Подумайте о зонах освещённости. Достаточно позаботиться только о том, чтобы электрический свет не падал на экран, его интенсивность не влияла бы на качество изображения.

4. Позаботьтесь о том, чтобы создать нормальные рабочие условия для каждого из учеников. К сожалению, сплошь и рядом встречаются случаи, когда уроки по тому или иному предмету проводятся в кабинете информатики, где ученики сидят боком, место на учебном столе занято монитором, клавиатурой, мышкой. Вряд ли такой урок пройдёт эффективно. В классе должна быть нормальная рабочая обстановка. Ученики должны иметь возможность при необходимости работать с учебником, тетрадью, дополнительным раздаточным дидактическим материалом.

5. Не забывайте, что во время демонстрации мультимедийной разработки вы не ретранслятор, а активный субъект образовательного процесса. Вы и ваши ученики - главные участники педагогического действа, а мультимедиа - важный, но всё-таки помощник.

ЭКОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА

А теперь самое главное. Не забывайте о здоровьесберегающей составляющей урока. Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20 лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели. По справедливому замечанию А. Л. Семёнова, «серьезных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось».

И всё же следует задуматься над экологией мультимедийного урока.

1.Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник. То есть необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;

2.Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Чередуйте виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышало 10-15 минут.

3.Важнейший вопрос - сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности). У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги. Не забывайте и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и вам требуется такое же чередование форм работы. Не всегда появление отдельных учебных заданий на экране требует «вашего участия». На столе учителя экран монитора может дублировать мультимедийный урок, и вы время от времени можете туда заглядывать. Распечатайте слайды. Это поможет вам не только поберечь глаза, но и иметь под рукой своеобразный развёрнутый конспект урока.

4.Используйте ионизаторы и увлажнители воздуха, комнатные растения, выделяющие кислород.

5.Не забывайте об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Умейте не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности.

И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.

В. Д. Паронджанов, посвятив свою знаменитую книгу «Как улучшить работу ума» проблемам развития интеллекта в условиях информационного общества, справедливо заметил:

«Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке».

Для того, чтобы избежать перегрузок на мультимедийных уроках, необходимо соблюдать правила эргономики.

Эргоно́мика — в традиционном понимании — наука о приспособлении рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

В психологии выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое.

На уроках в начальной школе большую роль играют

зрительное и слуховое восприятия.

При восприятии изучаемого материала на уроке с использованием

мультимедийной презентации, внимание учащихся резко повышается, так как она сопровождается сменой интересных слайдов. Ведь до 80% информации об окружающем мире человек получает именно через зрение.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону.

Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона.

В мультимедийных средствах обучения (МСО) обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки.

В большинстве МСО доминирует обратный контраст.

Хотя предпочтительной является работа МСО в прямом контрасте.

В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению.

Но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах.

Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость.

Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

Соотношение цветов в цветовой палитре МСО может формировать определенный психологический настрой работы с программным средством.

Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного состояния, пассивности.

Преобладание ярких цветов, наоборот, к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма здесь часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.

Зрительный анализатор позволяет различать яркость цвета и этим способствует вычленению предмета из фона. Черное на белом или белое на черном очень хорошо заметно.

Этот закон контраста лежит в основе различения плоскостных изображений.

Чем слабее освещен предмет, и чем дальше он расположен от зрителя, тем большим должен быть контраст для безошибочного различения

раздражителей.

Значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям, соответствовать реальным предметам и объектам.

Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет – прерывание, экстренная

информация, опасность, желтый – внимание и слежение, зеленый – разрешающий и т.д.).

Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование контрастных цветов

(красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный).

При создании МСО не рекомендуется злоупотребление контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению послеобразов.

Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%.

Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

Желательно в качестве фона использовать голубой цвет, который связан с открытым пространством, дает ощущение потока информации извне.

Также при создании МСО следует использовать не более 5 цветов во всей презентации, подбирать необходимо гармоничные цветовые сочетания.

Шрифты рекомендуется использовать стандартные – Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации.

Например, основной текст презентации –

шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Выделять учебный материал, предназначенный для запоминания, подчеркиванием, размером шрифта и т.п.

Тексты презентации не должны быть большими.

Рекомендуется использовать сжатый стиль изложения материала, адаптированный к возрастным особенностям младших школьников.

Объекты компоновать рекомендуется близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы.

На комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние

оказывает степень засоренности поля главного объекта. Рекомендуется размещать в поле главного объекта не более 4 – 6 второстепенных объектов.

Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного.

Для оптимизации изучения информации на экране компьютера рекомендуется использование логических ударений.

Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы,

направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту.

Наиболее часто используемыми приемами для создания логических

ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением.

Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже – выделение проблесковым

свечением, изменением размера или яркости.

Существенным моментом в период разработки мультимедийной презентации является целостный подход к восприятию содержания презентации.

В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации.

Каждый слайд презентации должен иметь заголовок. Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).

Зоны размещения на экране вспомогательной информации должны

быть четко идентифицируемы – зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках.

Информация на экране должна быть разбита на четыре сектора с учетом восприятия материала органами зрения.

1.Основной информационный блок должен находиться в правом верхнем углу (50%). Так как считывание информации осуществляется против часовой стрелки.

2.Следующий блок материала должен находиться в левом верхнем углу (25%),

3 и 4.Далее соответственно – 10 и 15%.

Визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию.

Должны иметься ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

Так как презентация обычно создается на 1 урок, то количество слайдов должно составлять 7 – 10, что диктуется особенностью восприятия младшего школьника.

-0 слайд включает в себя название презентации

-1 слайд – цель изучения материала,

-2 и последующие слайды включают уже само

содержание,

-последний слайд – выводы и заключение.

Как было уже отмечено выше, на уроках в начальной школе важную роль, помимо зрительного восприятия, играет также слуховое восприятие.

Смысл любого сообщения на 7% передается словами (вербально), на 38% – интонацией говорящего и более 50% – передается мимикой, жестами, позой говорящего.

При создании МСО включение дополнительных звуковых эффектов не должно превращаться в самоцель.

Их следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимания школьников к ключевым моментам демонстрации.

Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Несмотря на все преимущества МСО, важная роль на уроке отведена преподавателю, который благодаря использованию презентации усиливает интенсивность восприятия, сопровождая свое устное повествование показом соответствующих динамичных слайдов. Речь преподавателя является одним из главных инструментов.

Другими словами, как бы ни были МСО совершенны, они не смогут заменить живое общение с учителем.

25.06.2017 23:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!