СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня  очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.  

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют интегрировать смежные дисциплины: историю, мировую художественную культуру, музыку; дают возможность эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы;  активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся.

Компьютерные технологии я использую на разных этапах обучения.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В  презентациях я использую разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и так далее. И демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике.

 

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, при проверке объясняют орфограммы, пунктограммы, затем на слайде появляются правильные буквы, учащиеся еще раз проверяют правильность написания. Используется проверка различных буквенных, цифровых диктантов, проверочных тестов.  

       Мультимедиа позволяет готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, рефераты, доклады, небольшие сообщения.

 

Уроки литературы я уже не представляю без компьютера. Это мой незаменимый помощник. 

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. Слайды, подготовленные к уроку-презентации, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения. Сегодня совершенно не мыслится следующее: как можно изучать творчество того или иного писателя, поэта без формирования у учащихся его яркого образа, позволяющего объяснить и прочувствовать самобытность его произведений.

Конечно, можно на урок, связанный с изучением творчества Лермонтова, идти лишь с его портретом, но как не показать школьникам прекрасные, живописные полотна, созданные рукой самого поэта, не зачитать воспоминания современников Лермонтова. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе  как самому педагогу, так и для других коллег – словесников. Я всегда делюсь с коллегами  удачными находками, интересными презентациями, которые часто готовлю сама.

Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Вообще, это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

В своей педагогической деятельности я часто использую прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием на уроке литературы развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Традиционными в моей практике стали виртуальные экскурсии. Наиболее эффективными  такие  экскурсии являются при изучении биографии писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству писателя. Такое путешествие позволяет побывать в тех местах, где жили и работали русские писатели и поэты. Проведение экскурсии начинаю со вступительной беседы с учениками. Определяю цели и задачи экскурсии, раздаю маршрутные листы. Огромную роль в такой деятельности играет поисковый метод. Ученики не только знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском различной информации. К маршрутному листу часто прилагаю проблемные вопросы или творческие задания. Дети любят такие задания. Им интересно не только найти нужный материал, но и рассказать всем, где они побывали. Иногда интерактивные, мультимедийные экскурсии провожу сама,  включая в них видео, звуковые файлы, репродукции картин, портреты, фотографии. Так, мы побывали в Ясной Поляне, на родине Л.Н. Толстого, в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», на родине И.С. Тургенева в с. Спасское-Лутовиново, в доме-музее А.П. Чехова в Москве. Совсем недавно мальчики из 8 класса проводили экскурсию по литературным местам Ф.М. Достоевского  для десятиклассников.

На уроках литературы важно услышать настоящее выразительное чтение произведений в исполнении актёров или самих авторов. С этой целью я подобрала фонохрестоматию с голосами Л.Н. Толстого, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, Н. Рубцова. Часто дополняю это видеорядом. Слушаем песни, романсы на стихи С. Есенина, Н. Рубцова, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета. Огромное впечатление производит на ребят поэма А. А. Ахматовой «Реквием» в исполнении самой поэтессы.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать разные предметы. Так, после изучения в 9 классе темы «Литература 18 века» провожу урок-игру с целью повторения пройденного материала и обобщения знаний, в котором органично переплетаются литература, живопись и музыка. И снова урок не обходится без компьютерной презентации.

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий

 ( в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным. Компьютерная презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.  

     Результатом работы по проблеме использования ИКТ на уроках русского языка и литературы считаю повышение уровня познавательного интереса к данным предметам.  

       Считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий эффективно для образования в филологическом направлении.

     Однако замечу, что далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование ИКТ в самоцель, неуёмное увлечение. (Всё хорошо в меру!)

     Нецелесообразно полностью компьютезировать процесс изучения русского языка, а тем более литературы, так как в этом случае практически не реализуется коммуникативно-прагматическая (КОММУНИКАЦИЯ - от  лат. communication, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь; ПРАГМАТИЗМ – от греч. pragma, род.п. pragmatos – дело, действие) направленность этих предметов. Развивая логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер тем не менее не развивает монологическую и диалогическую речь школьников, сужает область коммуникации. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное.  

 

Категория: Русский язык
06.02.2015 13:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!