СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ-компетенция младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронные интерактивные доски занимают достойное место на уроках в начальной школе.

1. Известно, что новая информация воспринимается и запоминается разными людьми по-разному. У одних обучающихся лучше развита зрительная память, у других – слуховая, а третьи воспринимают большую часть информации через осязание и с помощью движений. Поэтому, для успешного восприятия материала обучающимся, обладающими разными видами памяти, необходимо использовать задания и упражнения, позволяющие активизировать все каналы восприятия. Такую возможность предоставляет интерактивная доска.

2. Мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения в начальной школе. Но в отличие от мультимедийного проектора интерактивная доска не просто позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его “оживить” и комментировать происходящий процесс.

3. Интерактивная доска дает возможность использовать все разновидности электронных образовательных ресурсов наиболее эффективным образом в процессе обучения.

4. Интерактивная доска позволяет включить в учебный процесс большое разнообразие материалов: специальное обучающее программное обеспечение; содержание дисков CD, DVD и других носителей; компьютерные обучающие программы; интернет-сайты и т. д.

5. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воссоздавать реальную обстановку, в конечном счете обеспечивает эффективность усвоения материала.

Можно выделить 5 основных форм работы с ИД на уроках в начальной школе, в том числе и на уроках окружающего мира:

  1. Работа с ИД в режиме Office, то есть как с обыкновенной доской;
  2. Демонстрация презентаций и Web-сайтов на ИД;
  3. Работа с электронными образовательными ресурсами в режиме ИД;
  4. Работа с интерактивным программным обеспечением к УМК на ИД;
  5. Работа с заданиями, сконструированными с помощью шаблонов и изображений и встроенного инструментария ИД учителем.

А также ИД является мощным инструментом в формировании ИКТ-компетентности обучающихся.

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности обучающихся на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно: начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, знакомы уже на практике, а не систематически с современными технологиями передач и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования является отражением социального заказа и представляет общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Одним из основных положений Стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата реализации Стандарта. В то же время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) принципиальным образом увеличивают возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Таким образом, ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Программа формирования УУД на ступени начального общего образования содержит Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности обучающихся, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки.

Отдельно следует сказать о технологии ИКТ-компетентности, формируемой на уроках Окружающего мира. Образовательный Стандарт формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного предмета является ключевым. Речь идет об освоении заявленных в предметных результатах основной образовательной программы «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)».

Специфика предмета Окружающий мир позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся. Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксации информации (тексты, фото-, видео-, аудиоинформация и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп и интерактивная доска. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Для этой цели могут быть использованы описанные ниже технологии ИКТ-компетентность обучающихся:

  1. Технология сбора данных.
  2. Технология графического представления данных.
  3. Технологии динамического представления данных.
  4. Технология наблюдения за микрообъектами и микропроцессами.
  5. Технология цифровых измерений.
  6. Ленты времени.
  7. Технология изучения земной поверхности.
  8. Технология цифровой фото- и видеофиксации.

И надо отметить, что в реализации всех этих технологий инструментом может выступать интерактивная доска.

19.11.2015 23:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!