СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Электронные интерактивные доски занимают достойное место на уроках в начальной школе.
1. Известно, что новая информация воспринимается и запоминается разными людьми по-разному. У одних обучающихся лучше развита зрительная память, у других – слуховая, а третьи воспринимают большую часть информации через осязание и с помощью движений. Поэтому, для успешного восприятия материала обучающимся, обладающими разными видами памяти, необходимо использовать задания и упражнения, позволяющие активизировать все каналы восприятия. Такую возможность предоставляет интерактивная доска.
2. Мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения в начальной школе. Но в отличие от мультимедийного проектора интерактивная доска не просто позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его “оживить” и комментировать происходящий процесс.
3. Интерактивная доска дает возможность использовать все разновидности электронных образовательных ресурсов наиболее эффективным образом в процессе обучения.
4. Интерактивная доска позволяет включить в учебный процесс большое разнообразие материалов: специальное обучающее программное обеспечение; содержание дисков CD, DVD и других носителей; компьютерные обучающие программы; интернет-сайты и т. д.
5. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воссоздавать реальную обстановку, в конечном счете обеспечивает эффективность усвоения материала.
Можно выделить 5 основных форм работы с ИД на уроках в начальной школе, в том числе и на уроках окружающего мира:
А также ИД является мощным инструментом в формировании ИКТ-компетентности обучающихся.
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности обучающихся на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно: начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, знакомы уже на практике, а не систематически с современными технологиями передач и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования является отражением социального заказа и представляет общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
Одним из основных положений Стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата реализации Стандарта. В то же время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) принципиальным образом увеличивают возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Таким образом, ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Программа формирования УУД на ступени начального общего образования содержит Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности обучающихся, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки.
Отдельно следует сказать о технологии ИКТ-компетентности, формируемой на уроках Окружающего мира. Образовательный Стандарт формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного предмета является ключевым. Речь идет об освоении заявленных в предметных результатах основной образовательной программы «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)».
Специфика предмета Окружающий мир позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся. Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксации информации (тексты, фото-, видео-, аудиоинформация и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп и интерактивная доска. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Для этой цели могут быть использованы описанные ниже технологии ИКТ-компетентность обучающихся:
И надо отметить, что в реализации всех этих технологий инструментом может выступать интерактивная доска.
© 2015, Кузьмина Виктория Юрьевна 637