СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Корова ехала в вагоне,
Собака пела на перроне.
Если в слове непонятно
«Е» писать, а может «и»,
Ты ещё раз это слово
Прочитай и повтори -
С удареньем «е» поставим,
Без ударной ставим «и».
Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.
*
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:
В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел):
Летом надо загорать, А когда загар пристанет
Но не надо забывать: Смело в слове «а» пиши.
Лишь умеренный загар «Гар» теперь под удареньем,
Нам полезен в млад и старь. Загорайте, малыши!
А теперь, дружок, запомни -
Только станешь загорать,
Знай, что «гор» без ударенья
«О» здесь надо приставлять.
*
В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»
«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «а».
Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.
*
В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон).
Кланялся слуга царю, Наклонил головку низко,
Отбивал поклон ему. Поклонился очень быстро –
Кланяться ему не лень, Подхалим он у царя,
Может бить поклон весь день. Только кланяется зря.
В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (утварь, творчество).
Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!
Исключением из правил является слово «утварь».
Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.
*
В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться).
К наукам прикоснулись мы -
Прикосновеньем мы сильны.
Косится лень на нас с утра,
А мне касаться с ней нельзя.
*
В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).
Предложили Мишке кашу: Мишка, ты теперь запомни:
«Кушай, Миша, кашу нашу». «Лаг» пиши пред буквой «а».
Надо Мишке предлагать «Лож» напишешь в этом корне,
Спать ложиться лишь в кровать. Если дальше нет той «а».
*
Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание).
И пловчиха, и пловец Ты «пловчиху» и «пловца»
Сбросили немного вес. С буквой «о» пиши всегда.
Плаванье - хороший спорт: А лишь станешь «плавать» ты,
Поплывешь и есть рекорд! Сразу «плав» везде пиши.
*
В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».
Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.
В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».
В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.
*
В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.
Зайка от Слона спешил, - На минутку заскочи,
И в трамвай скорей вскочил. Ты забыл у нас ключи.
Зайке Слон спешит с балкона - Я не конь, чтобы скакать,
Позвонить по телефону: Хоть забыл ключи забрать.
*
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).
Если надо хлеб макать – Мишка хлебом мед макает,
Не забудьте «а» писать. Кролик тут же промокает
Если будем промокать, Нос запачканный мишутки,
Станем «о» везде писать: А не то промочит ушки.
*
Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:
Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде -
Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.
Л(о)жится Ваня заг(о)рать
Не на песок, а на кр(о)вать.
Он к другу заск(о)чил с утра.
Все буквы вставить нам пора!
*
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ
Игра «Заколдованное слово»
Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:
На лугу паслись две свечки (овечки), Отлежал Мишутка сок (бок)
А у нас погасли овечки (свечки). И налил фруктовый бок (сок).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
Мишка ест прекрасный лёд (мед),
На реке замерзший мед (лед).
*
Игра «Стихотворные анаграммы»
Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте.
Я – юмор и веселый смех, Летом всюду я летаю,
Любимица порой для всех. И жужжу, и всех кусаю.
Но если буквы переставишь, Превратите-ка меня,
Меня на бой пешком отправишь. Сделав частью корабля.
(Потеха – пехота) (Комар – корма).
Я дикий родственник свиньи. Роли я играл на сцене,
Но букв порядок измени – Выступал и на арене.
И превращусь в стеклянный склад, Кто-то взял и подшутил:
В котором прячется салат. Слово это превратил
(Кабан – банка). Толи в тряпку, толи в мойку,
Положив меня на полку.
Легко дыша в моей тени, И теперь на кухне ловко
Меня ты летом часто хвалишь, Натираю я морковку. (Актер — терка).
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. Скрывается мой плод румяный
(Липа - пила). Тенистою листвою,
А буквы переставь –
В овраге ты меня сорвёшь, Я окажусь рекою. (Слива - Висла).
В овраге ты меня сорвёшь,
Корзинку из меня совьёшь. Сохатый по лесу бродил,
Но буквы переставь во мне – Но вдруг в приправу угодил.
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола). Вначале он с рогами спал,
Затем соленый сразу стал.(Лось – соль).
Первое слово на сцене играет,
Его режиссеры частенько снимают, Я людям на Руси служил,
Второе на кухне работает ловко, И всяк меня с собой носил,
Протрет вам лимон или даже морковку. Но если буквы переставишь,
(Актер – терка) Одеть зимой меня заставишь.
(Лапоть – пальто).
*
Игра «Стихотворные метаграммы»
Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:
- заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
- стихотворные цепочки слов:
Слово первое – в мешке, И мешает, и жужжит.
В булке хлеба на столе. Только третье нам поможет,
А второе – к нам летит, Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).
Четыре слова отгадай, Три словечка отгадай,
Лишь буквы к слову подбирай: Буквы только подбирай:
С буквой «Д» я время суток, Мной гордятся казаки:
Грею солнцем стаю уток. «Ишь, под носом – посмотри!».
С буквой «П» я след пилы, Не успеешь «О» поставить,
Подо мною и грибы. Как спешит она ужалить.
С буквой «Т» я на свету, Если вставишь мягкий знак,
Не люблю я темноту. В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).
Ну а с «Л» я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).
Загадаем шесть вам слов А теперь четыре слова
С первой буквой. Ты готов? С первой буквой. Вы готовы?
С «Ч» над морем я летаю, С «О» – я вам рассказ кончаю,
С «Г» в машине нахожусь, С «У» – дождём вас поливаю,
С «М» тебя я одеваю, С «А» - ваш груз перевожу,
С «Л» собачкою зовусь, С «К» – с волнами я дружу.
С «С» можешь в булочной купить, Если я случаюсь в море,
С «Ш» в бане себя мыть. Рыбакам со мною горе.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка) (Точка – тучка – тачка – качка).
Три словечка отгадай, С «М» она пальто поест,
Вторую букву подбирай: С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).
С буквой «К» я в ней учусь,
С «П» - на ножке я промчусь, С «Д» - лишь мамино творенье,
С «Т» - окошко закрываешь, С «Т» - окончанье предложенья.
Все слова теперь ты знаешь. (Дочка – точка)
(Школа – шпора – штора).
Две первых буквы для меня – Буква «а» внутри стоит –
И креслом стану для царя. Много тайн в себе хранит.
Две первых буквы заменю Люди в слове том живут,
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон). Много их и там, и тут.
Лишь заменишь «а» на «у» -
За гитарой побегу. (Страна – струна).
Вторая буква «о» во мне
И я на ветке по весне.
А «е» поставлю вместо «о» -
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
*
Игра «Стихотворные логогрифы»
Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».
Я глубока и полноводна, Мы всех – и взрослых, и детей –
И вся страна гордится мной. В часы досуга развлекаем,
А впереди ты «И» прибавишь – Но если нам приставить «Т»,
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга). Мы их ужасно испугаем.
(Игры - тигры).
Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый, Несёт меня с трудом старик,
А с твёрдым – в комнате моей Но если «Ю» прибавить, вмиг
В геометрической фигуре. (Уголь – угол). К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.
(Ноша – юноша).
В ранце я всегда лежал, Чтоб поддерживать скворечню
Букву как-то потерял… Иль антенну, я гожусь.
Если руки с мылом мыли, С мягким знакомя, конечно,
То меня с водою смыли. (Пенал - пена) Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).
Из усатого сладкоежки Мой верный друг – сердитый гром.
Можно сделать без труда Но если букву уберем,
Слеповатого ночлежку, То превращаюсь я в цветок:
Дом которого - нора. (Кот – крот). Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).
В короне я сижу на троне, Отгадай четыре слова,
Любуюсь собственной персоной. Поменяй лишь буквы снова:
Как в слове «О» я потеряю, С «Б» - ударила в руке,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль). С «М» - сидит в воротнике,
С «Т» на крышу взобралось,
Три словечка отгадай, С «Кр» - пловцу лишь удалось.
Буквы смело подставляй: (Боль – моль – толь – кроль).
Буквы смело подставляй:
С «У» - идет он в каждой школе, Слово спряталось и ждет,
С «За» - залог в любом он споре, Кто его скорей найдет?
С «По» - пристанет к малышам, Землю пашет это слово,
И мешает в жизни нам. Забодать тебя готово,
(Урок – зарок – порок). И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь?
«Этот кот - ну просто жмот, (Барона – баран – бар).
На плоту разинул рот;
Повернул за поворот - От глагола «рвет» скорей,
На лугу увидел скот» Образуй слова быстрей.
Сколько раз вместилось в строчки Вставь в стихи и прочитай!
Слово «кот» и «от» до точки? И подумай, и сыграй:
(«Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз). Карапуз цветочки …. (рвет),
И к тому ещё …. (ревёт).
Мыла мама шилом раму, Мама плаксу в дом …(зовет) -
Папа мылом туфли правил… У него болит живот!
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так, Три слова просто отгадаем,
Догадаться не пустяк. Умело буквы лишь поставим:
Поменяй слова скорей – Вот слово первое мурлычет,
Стань поэтом побыстрей! Второе – корни в норке ищет,
(Мыла мама мылом раму, А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Папа шилом туфли правил). Что, догадались? В чем секрет?
(Кот – крот – рот).
Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!
Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
*
Игра «Стихотворные шарады»
Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
Мой первый слог – бумаг большая куча, Первый слог - намек слегка -
А из второго – каша будет гуще. Третья часть снеговика.
А в целом – дерева стройнее Слог второй немного больше -
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис). Так зовётся леди в Польше.
А в конце, мои друзья,
Первый слог – простая нота, Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).
Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра Первый слог известен Архимеду,
Если думать неохота, Два вторых совместно значат «век».
Вещь возьми у столяра. (До-лото). В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
Слог первый любит самолет, (Пи-сто-лет).
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя, Слово первое поет,
Бывает стулом для царя. Открывая группой рот.
Слог третий – это сопротивленье, А второе зажужжит
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом). И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).
Слог первый – термин при игре.
Второй – в атаку позовет. Первый слог с горы свалился,
А вместе – домик во дворе, Он из снега получился.
И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура). А второй – спешит играть,
Просит мячик передать.
Слог первый в чайнике шипит, Вместе – в рюкзаке живет
И засвистит, как закипит. И на север поведет. (Ком – пас).
Второй - под носом казака,
Гордится им казак не зря. Первый слог – есть мера веса,
Белеет в море вдалеке А второй – в сосновом лесе.
Все слово в старом челноке. (Пар – ус). Вместе – добрый Артемон,
Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).
Первый слог плывет с фонтаном
По бескрайним океанам,
А второй под Новый год
Папа в дом мне принесёт.
Слога два соедини
И мундир ты получи. (Кит – ель).
В первой части - на земле наследил медведь везде.
Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами.
Если вместе обе части – по густой пройдете чаще.
(След – опыт).
© 2017, Хаванская Наталья Владимировна 417