СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игры–минутки для детей с нарушениями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для кого? Дети 3–7 лет.

Зачем? Развивать дыхание, фонематический слух, артикуляцию, ускорить запуск речи, расширять и пополнять словарный запас.

Как? Упражнения для дыхания выполняйте 10–30 секунд, начинайте с 10 секунд.

Для упражнения «Перышко» подготовьте по числу участников перья и кусочки ваты; для упражнения «Подуй на шарик» листы бумаги; для упражнения «Капелька» листы бумаги, краски, кисти и трубочки; для упражнения «Метелка» фрагменты бахромы из бумаги, карандаши; для игры «Кубик» сухие или бумажные листья.

Подготовьте две одинаково привлекательные для детей игрушки для игры «Скажи “И-и-и”», мягкую игрушку для игры «Игрушка расшалилась» и часы с громкой секундной стрелкой для игры «Часики», карточки с картинками и буквами для игр «Найди свою букву», «Сказка по очереди». Для игры «Рассказ по картинкам»: бумагу, краски, кисти по числу участников.

Упражнения для развития дыхания

«ПЁРЫШКО» Предложите детям сдувать с ладошки маленькое перышко и кусочек ваты. Когда участники справятся с заданием, усложните упражнение: попросите воспитанников пробовать управлять полетом пера или ваты с помощью дыхания.

«ПОДУЙ НА ШАРИК» (с 3 лет) Предложите детям скатать маленькие шарики из бумажки, а затем подуть на них самостоятельно или с помощью трубочек, чтобы они докатились до конкретного места – финиша или игрушки.

«КАПЕЛЬКА» (с 5 лет) Раздайте участникам листы бумаги, краски, кисти и трубочки. Предложите капнуть на бумагу каплю краски, а затем подуть в трубочку, чтобы капля двигалась и оставила длинный след. Когда воспитанники справятся, усложните задание: предложите попробовать нарисовать с помощью следа от капли геометрическую фигуру.

«КУБИК» (с 5 лет) Раздайте участникам сухие или бумажные листья. Объясните правила игры: «Ребята, сейчас я буду подбрасывать кубик с точками. Подуйте на ваши листики столько раз, сколько точек выпадет на кубике».

«МЕТЁЛКА» (с 5 лет) Раздайте детям карандаши и бумажную бахрому. Предложите наклеить бахрому на карандаш, чтобы получилась метла. Затем попросите участников подуть на метлу по команде «ветер».

Игры для развития фонематического слуха

«ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ» (с 3 лет) Посадите участников по кругу и зачитайте инструкцию: «Ребята, повторите звук, который я издам: ж-ж-ж, му-у-у-у-у, ко-ко-ко-ко». По желанию, используйте в качестве источника звуков игрушечного персонажа.

«ХЛОПНИ, КАК Я» (с 3 лет) Хлопайте в ладоши и попросите детей повторить. Начните с простого: один хлопок, два. Когда участники выполнят, усложните: один и через паузу два, и т. п.

«ГРОМКО – ТИХО» (с 3 лет) Попросите детей выполнять только ту команду, которую вы будете говорить тихо-тихо, шепотом. Чередуйте тихие, громкие команды и команды с обычной громкостью, например, скажите громко: «Помашите мне ручками», а затем тихо: «Потопайте ножками» и снова громко: «Хлопните в ладоши. Подпрыгните на месте».

«ДОЖДЬ» (с 3 лет) Посадите каждого участника за стол и зачитайте инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем создавать дождь. Когда я скажу: “Дождик начинается – тихо падают капли”, вы тихо и редко барабаните пальцами по столу. После слов “Становится сильнее” – барабаним чаще и громче. А когда я скажу “Ливень!” – стучим громко и часто. Затем “Дождик становится меньше” – барабаним тише, реже, а когда скажу “Дождик стихает, кончается”, постепенно перестаем стучать».

«УБЕЖАЛ ЗВУК» (с 5 лет) Произносите слова без гласного первого звука и просите детей произнести звук, который пропустили, например, скажите: «…пельсин» или начните с имен: «…ндрей,.ня,.леша». Когда участники справятся, усложните: пропускайте звуки в середине слова, говорите неверный звук, согласный звук и т. д.

Игры для развития артикуляции

«УЛЫБКА – ХОБОТОК» (с 3 лет) Предложите детям широко улыбнуться, потом свести губы в хоботок, потом сделать улыбку-хоботок.

«ВАРЕНЬЕ» (с 3 лет) Предложите детям обвести языком верхнюю и нижнюю губу, как будто они облизывают вкусное варенье, мед или мороженое.

«ФУТБОЛ» (с 3 лет) Попросите детей «постучать», дотянуться языком внутри ротика до одной щеки, потом до другой, как будто забивают мяч то в одни, то в другие ворота.

«ЛОШАДКА» (с 3 лет) Предложите детям поцокать языком, как лошадка копытами. Потом попрыгать, как будто скачут на лошади, а затем – снова поцокать языком.

«ШАРИК» (с 3 лет) Попросите участников надуть щеки, удержать воздух, потом аккуратно хлопнуть ладонями по щекам, чтобы воздух вышел с шумом, как из шарика.

Игры, чтобы ускорить запуск речи

«СКАЖИ: «И-и-и»» (с 3 лет) Подготовьте две одинаково привлекательные для детей игрушки, например, медвежонка и мяч. Покажите детям одну игрушку, а вторую покажите из-за спины и спрячьте, покажите и снова спрячьте. Скажите: «Ребята, медвежонок очень стесняется. Давайте дружно скажем “и-и-и”, чтобы медвежонок снова появился».

«ИГРУШКА РАСШАЛИЛАСЬ» (с 3 лет) Скажите детям, что игрушка расшалилась: возьмите мягкую игрушку и начни те ею аккуратно прыгать на детей – на плечо, руку, другое плечо и издавать какой-то простой звук от имени игрушки, например, «у-и-и-и» или «а-а-а». Попросите ребенка начать издавать звуки, пытаться что-то произнести, когда игрушка прыгает к нему, на него. Игра поможет подкрепить начало звукопроизношения, элементарную речевую активность.

«ЖЕСТЫ И ЗВУКИ» (с 3 лет) Покажите участникам простой жест и одновременно произнесите один гласный звук, например, разведите руки в стороны и скажите «О-о-о» или положите руки на бока и скажите «У-у-у». Попросите детей повторять за вами.

«ТАНЦЫ» (с 3 лет) Организуйте танцы с простыми движениями и простыми словами: «топ-топ», «хлоп-хлоп». Постепенно усложняйте слова или добавьте к танцу простые строки из стихов, например, «Идет бычок качается».

«ЧАСИКИ» (с 3 лет) Покажите участникам часы с громкой секундной стрелкой, а затем подвигайте пальцем перед детьми вправо-влево со звуками ть-ть-ть. Просите ребенка повторить. Если звуки уже есть, попросите так произносить слоги, слова, например, «тик-так» или используйте другие картинки или предметы и звуки: бабах, бубух, кап-кап.

Игры, чтобы расширить словарный запас

«НАЙДИ СВОЮ БУКВУ» (с 3 лет) Покажите и назовите детям букву, а затем попросите найти вокруг предметы, названия которых начинаются с нее. Для детей старшего дошкольного возраста усложните задание: попросите найти предметы на слог, составить предложение, где несколько слов начинаются на эту букву.

«ЧТО БЫВАЕТ?» (с 3 лет) Назовите признак, а затем попросите детей назвать предметы с ним. Например, красивый, вкусный, большой, маленький, старый, веселый, желтый, твердый.

«КТО ЭТО?» (с 5 лет) Предложите одному ребенку загадать один предмет, например, стол. Затем остальным детям предложите задать вопросы, ответы на которые могут быть да или нет, и угадать, что загадал ребенок, например, предложите спросить: «Это живое? Больше меня? Есть у нас в кабинете?».

«СКАЗКА ПО ОЧЕРЕДИ» (с 5 лет) Предложите детям из стопки карточек с разными изображениями: живые существа, растения, сказочные предметы, пейзажи выбрать по карточке. Затем попросите каждого ребенка написать одно предложение в общую сказку. Скажите детям использовать в предложении то слово, которое изображено на карточке.

«РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ» (с 5 лет) Рассказ по серии картинок: известная игра с составлением рассказа по 3–4 картинкам, которые представляют собой последовательность событий. Предложите детям нарисовать 3–4 картинки и составить по ним рассказ. Затем попросите участников поделиться своими историями.

31.10.2023 11:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!