СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровой метод развития координационных способностей в спортивных единоборствах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

В статье представлен анализ игрового метода развития координационных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема отсутствия интереса у школьников к физической культуре и спорту на данный момент стоит довольно остро и несомненно требует решения. Игровой метод не стоит рассматривать как панацею, повсеместно упрощающую процесс обучения детей и воспитания у них всех физических качеств, однако для развития координационных способностей использование вышеуказанного метода более чем уместно. Спортивные единоборства относят к ситуативным видам спорта, где способности к управлению различными параметрами собственных движений и сохранению равновесия являются приоритетным направлением развития на спортивных тренировках. Таким образом, игровой метод развития физических качеств будет использоваться для развития координационных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста для изучения его влияния на тренировочный процесс.

Ключевые слова: тренировка, координационные способности, подвижные игры.

Младший школьный возраст ребенка — это возраст, когда проходит период качественных изменений всех систем организма. Данный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств, в том числе координационных способностей, реализуемых в двигательной деятельности

На начальном этапе обучения возникает необходимо осуществлять следующие операции: быстро перемещаться в правильной стойке, уходить с линии атаки, соизмерять силовые и скоростные параметры разных движений

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность. В свою очередь каждая из этих сторон спортивной подготовки оказывает влияние на спортивные достижения. Физическая подготовленность в современном спорте связывается с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спортивных единоборств.

Спортсменам в процессе спаррингов необходимо быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой. Успешность в соревновательной деятельности во многом определяется уровнем технико-тактической подготовки, в то время как разнообразная двигательная деятельность в процессе тренировочной и, особенно, соревновательной деятельности требует от бойцов постоянного проявления координационных способностей.

Под координационными способностями понимают способность человека к согласованию движений тела в пространстве и времени для решения конкретных двигательных задач. Целенаправленное развитие координационных способностей у юных бойцов способствует успешности освоения техники проведения боя на начальном этапе обучения.

Принято выделять три типа координационных способностей. К первому относят способность к точному соизмерению и регулированию пространственных, временных и динамических параметров движений. Второй тип включает в себя способность поддерживать как статическое, так и динамическое равновесие. Способности к выполнению двигательных действий без излишней скованности/мышечной напряженности.

Воспитание координационных способностей направлено на две группы задач: по разностороннему и специально направленному развитию. Первая группа решается в дошкольном и младшем школьном возрасте, результатом решения которой будет создание предпосылок для последующего совершенствования двигательной деятельности. Задачи по обеспечению дальнейшего развития специальных координационных способностей решаются путем выполнения специальных упражнений, характерных для избранного единоборства. Способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных единоборствах, так как там необходимо мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности. Сложность упражнений может регулироваться путем изменения времени, отведенного на выполнение упражнения, изменений порядка выполнения отдельных частей тренировочного комплекса, а также за счет изменения внешних условий, т.е. смены снарядов, их расположения, высоты, величины отягощения, площади опоры.

Средства воспитания координационных способностей можно разделить на две группы: подводящие и развивающие упражнения. Подводящие упражнения способствуют первичному изучению, ознакомлению и освоению новых движений, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для последующего развития координационных способностей. Развивающие упражнения ориентированы непосредственно на воспитание координационных способностей, характерных для спортивных единоборств.

Для развития координационных способностей используются различные методы: метод стан­дартно-повторного упражнения, метод вариативного упражнения, соревновательный; игровой.

Для первичного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно применять игровой метод. Данный выбор обусловлен тем, что дети этого возраста будут более заинтересованы в занятиях, следствием чего будет рост уровня продуктивности по сравнению с другими способами организации тренировочных занятий.

Игровой метод проведения тренировочных занятий условно можно разделить на два вида: собственно подвижные игры и физические упражнения, которые проводят в игровой форме.

Физические упражнения, проводимые в игровой форме – двигательные действия, подобранные для развития координации, процесс выполнения которых полностью подчинен закономерностям техники выполнения. Игровая составляющая делает тренировочный процесс более привлекательным для детей.

Разнообразные варианты физических упражнений, проводимых в игровой форме, помогают избежать монотонности и однообразия в занятиях, что обеспечивает радость от участия в спортивной тренировке.

Одним из примеров ФУ в игровой форме может послужить комплекс «Полоса препятствий» (бег с ускорением до фишек, оббегание фишек с внешней стороны, высокочастотный бег с помощью координационной лестницы, заключительный рывок до конца площадки).

Посредством подвижных игр дети учатся согласовывать свои действия с определенными правилами, с меняющимися обстоятельствами. Поэтому совершенствование координационных способностей игровым методом у юных спортсменов является одним из профилирующих процессов воспитания.

Игры и игровые комплексы могут быть построены из простейших элементов единоборства. Посредством игровых заданий возможно ознакомление юных спортсменов с правилами ведения боя, а также следованием и осуществлением двигательных действий в соответствии с этими правилами. Знания, умения и навыки, полученные в процессе прохождения игровых комплексов позволяют ребенку понять значимость приемов, возможность их реализации. Во время игры у детей развивается умение сознательного согласования своих действий с установленными правилами.

Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, игровой процесс, обсуждение результатов.

Подготовительный этап направлен на ознакомление с двигательными действиями и задачами, которые необходимы для полноценного участия в игре. Как правило, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий. Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает ребенка к постоянно меняющимся ситуациям в боях.

Игровой этап. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к действиям детей в поединке, позволяет по-новому построить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности спортсменов: все качества приобретают более тесную взаимосвязь.

Обсуждение результатов – не менее важный этап в проведении подвижных игр. После игры дети узнают о своих результатах, какие качества у них развивались в процессе игры.

Игры в касания. Для победы в данной игре участнику необходимо первым коснуться заданной части тела соперника, при этом избежав касания своего тела соперником. Если рассматривать использование игры для обучения каратэ, то надо прежде всего не давать играющим наклонять корпус вперед: нужно быстро перемещаться вперед-назад, в стороны. Также одной из задач игровых тренировок является развитие эмоциональной устойчивости ребенка во время поединка.

Таким образом, из проделанной работы можно сделать следующие выводы: использование специализированных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе оказывает положительный эффект в развитии координации. В связи с высокой утомляемостью Выполнение координационных упражнений следует планиро­вать на первую половину основной части занятий. Продуктивность занятий у детей дошкольного и школьного возрастов с игровыми элементами значительно выше, нежели при других способах организации спортивных тренировок.

Категория: Физкультура
15.10.2023 11:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!