СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я применяю различные виды игр, например: игры способствующие развитию связной речи, игры развивающие память, внимание, наблюдательность, учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету. Но применяя игровые технологии на любом уроке, или даже этапе урока, я всегда следую определённым правилам:

1. Во время игры я должна создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая мною, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание  на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Игра, может проводиться на разных этапах урока.

 В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

 В середине урока игра должна помочь решить задачу усвоения темы. В конце урока она может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму:

- создание положительного  эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока:

  • поделись улыбкою своей (учащиеся поворачиваются друг к другу и улыбаются);
  • музыка в подарок (помощник учителя, как правило, это мультипликационный герой, делится своим радостным настроением в виде музыкального приветствия, эта музыка по ходу урока позволяет контролировать ход выполнения задания детьми за определённый промежуток времени);
  •  моменты радости (ребёнок по ходу урока делится своим достижением с классом, побуждая тем самым подражать ему, ускоряя выполнение задания, стимулируя одноклассников быть не хуже, а лучше его);

- сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока:

  • Например, тема на уроке математики в подготовительном классе:  «Число 10. Цифра 10». - Сегодня у нас новое путешествие – в зоопарк. А поможет нам туда попасть:

          Маленький мальчишка

          В сером армячишке

          По дворам шныряет,

          Крохи собирает,

          По полям кочует –

          Коноплю ворует. При отгадывании загадки учащиеся слушают

          стихотворение С. Я. Маршака и произведя подсчёт зверей в стихе

          узнают о теме урока.

- использование проблемных творческих заданий  (ситуация неожиданности, выбора, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения):

  • Составьте слова по схеме и первому слогу, накормите Колобка.  (Пирог, торты, рисовая каша.)
  • Посмотрите, ну и лесенка –

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Какая буква «помогла» Колобку и звуковичкам спуститься?  (буква  «И»)

  • - Сегодня у нас необычный урок. Мы будем играть в сказку, а как она называется, догадайтесь сами (здесь следует либо загадка, либо «Доскажи словечко» и т. д.

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий:

  • Например, на уроках математики выбор способов выполнения заданий может быть следующим: лепка из пластилина, складывание из палочек, сгибание из проволоки и т. д.

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём:

  • Музыкальное поощрение за правильно выполненное задание ( песенка помощника учителя, музыкальный звук и т. д.);
  • Сладкий приз;
  • Наклейка, изображение сказочного героя, штампик и т. д.;

- обсуждение с детьми  в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому:

  • Рефлексия;
  • Настроение после урока (рисование волосиков на голове улыбающейся рожицы или грустной, в том случае, если хочется что-то переделать, переиграть);

- домашнее задание необходимо дифференцировать содержанием и объемом заданий, давать рекомендации по выполнению домашнего упражнения.

Казалось бы, урок окончен, но на самом деле это только его начало. Мы вместе с моими учениками продолжаем творчески работать над пройденным материалом, они, выполняя домашнее задание, а я, анализируя наши успехи и неудачи, готовлюсь к следующему дню.  Для тех, кто не усвоил тему, готовлю тест по результатам проверки тетрадей. Тем, кто успешно справился с работой - подбираю задания повышенной сложности.

В своей работе я использую кроме задач, логических игр, ребусов, много  весёлых стихов, загадок, скороговорок, пословиц. Весь этот материал не просто связан с тем или иным моментом урока, но развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества. Да и кто сказал, что занятия – непременно должны быть строгими, сухими, скучными? Пусть уроки станут царством фантазии, смекалки, игры, творчества.

Все малыши хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в первый класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя ещё толком не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, и всё чаще скользят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступенька обучения самая важная. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы восторженно ни описывали они новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребёнок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь. Всё начинается с первых дней…

Поэтому с первых дней, развёртывая на своих уроках игровую методику обучения, я не стремилась сказать новое слово в педагогике, а всего лишь шла за своими малышами: учились они – училась и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать их и винить во всех промахах себя. С их помощью открыла я калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.

Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Надо только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза. 

Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе на уроках присутствует игра? К сожалению, нет. С чем это связано? Возможно, некоторые учителя считают, что учение – дело серьёзное, это – труд, поэтому в школе не место развлечениям. Другие учителя и рады бы организовать игру, но не знают как. Попробовав один-два раза и не получив видимого эффекта, педагоги прекращают попытки.

  А ведь  игра имеет огромное значение именно в младшем школьном возрасте, особенно сегодня, когда всё больше детей приходят в школу неподготовленными, с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия и потенциальной опасностью попасть в «группу риска».

Игра воспитывает, развивает в ребёнке милосердие и память, честность и внимание, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности.

Я вспоминаю учителя начальных классов, очень добросовестную, трудолюбивую, переживавшую за то, какие знания получат дети. Но как же скучно было  у неё на уроках!  Ни разу(!) за всё время обучения она не организовала ни одной игры ни на уроках, ни после. Как тяжёлую повинность, нудную обязанность воспринимали учёбу её ученики. На глазах таяли их непосредственность, эмоциональность, стремление выразить свои мысли и чувства. Знания ребята получали, но в то же время у них исчезло, возможно, основное – интерес к познанию, радость открытий, увлечённость процессом добывания знаний.

Как не погасить в детях огонёк  любознательности, доверчивого отношения к миру, как способствовать раскрытию их индивидуальности.

Мне очень близка идея – в классах компенсирующего обучения превратить преимущественно однообразные занятия в увлекательные занятия – спектакли, обязательным компонентом которых являются игры.

 

 

 

 

 

26.01.2015 19:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!