СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европейский фестиваль русского языка 2008-2009

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа, увы, победы мне не принесла. Но я не считаю, что сделала что-то не так. То, о чем я написала, по сей день считаю самой значимой в моей педагогической деятельности методической находкой. А на фестиваль тогда съездила моя ученица - чем я горжусь!

Сочинение на тему:

«Моя методическая находка»

(эссе)

Утро… Сегодня чудесное утро… Знакомая с детства улица… Сколько же с этой улицей связано воспоминаний… Сколько раз я по ней прошла… Улица моего детства, путь в школу, дорога во взрослую жизнь, наконец, на работу. Она неизменно ведет меня к моей родной, в полном смысле этого слова, школе, которую я закончила в далекие 70-е годы прошлого столетия и где работаю учителем уже много лет. Идя по знакомым тротуарам сегодня, я думаю… Думаю о том, что я могу рассказать о себе и своих методических находках совсем незнакомым людям. Как в письменной форме передать важность того, к чему ты шла не один день? Как убедить тех, кто будет «судить» мою исповедь, что эта «методическая находка» именно моя? Я думаю над этим не первый день, идя по знакомой улице, к знакомой школе…

Может быть, поделиться своими воспоминаниями о том, как разрабатывала первый свой сценарий урока-концерта «Я сердцем никогда не лгу», посвященный Есенину? Но об этом могут рассказать многие учителя… А, может быть, написать о школьном спектакле «Такой незнакомый знакомый Блок», поставленном когда-то с одним из многочисленных выпусков по пьесе «Незнакомка» и созвучным с ней стихотворениям? О, да! Это было, действительно, здорово! Настоящий спектакль с декорациями, музыкальным оформлением, занавесом, волнующимися «артистами» и аншлагом. После успешной постановки я долго чувствовала себя настоящим режиссером-постановщиком. Но и такой момент, я думаю, был в педагогической жизни многих моих коллег…

Писать можно о многом! Но нужно сделать выбор… Пока же я иду по улице и наслаждаюсь приятными воспоминаниями. «А помнишь?.- говорю я себе, - Корзину с яблоками среди осенней листвы на учительском столе?.» Наверное, эту картину помнят многие мои выпускники. Это было на уроке по рассказу Бунина «Антоновские яблоки». Непередаваемый аромат собранной утром листвы… Листья всюду: на столе, на полу, на партах… И яблоки, которые мы с хрустом ели после урока всем классом, угощали учителей… Удивительная атмосфера! Нестандартный элемент в оформлении урока. В самом деле, методическая находка. Детей это очень вдохновило, и я решила закрепить успех. Теперь я, идя на урок литературы, обдумывала, где можно сыграть на эмоциональном зрительном восприятии. Так в моих руках однажды и появился букетик последних осенних цветов, очень скромный и трогательный, и родилась фраза: «У Есенина день рождения!» Дальше был урок, звучали песни и стихи поэта, и внимательные глаза детей говорили об интересе к его творчеству… А мое серое платье, серебряные украшения и стопочка книг в моих руках подсказали однажды моим замечательным ученикам тему очередного урока: «Серебряный век русской поэзии»… Я искала… Это было только мое… А, может быть, не только мое?. Во всяком случае, лет пять назад это еще очень нравилось моим ученикам. Но и не об этом мне бы хотелось рассказать…

Осыпающийся снег с веток деревьев во дворе школы прерывает мои мысли. И тут меня пронизывает горячей волной… Волнение… Догадка… Вот оно… Зима в родном городе подсказала мне то, о чем надо рассказать, написать, прокричать… Они ведь возвратились домой, когда была зима, мели метели, в большой стране, которой теперь нет, еще никто не отмечал День святого Валентина, зато готовились ко дню Советской Армии… 15 февраля… Афганистан… Чужая война, длившаяся почти десять лет… Через три года после вывода войск в моем родном Донецке, наконец, открыто заговорили о молодых тогда ветеранах с исковерканной войной душой. Тогда же судьба подарила мне встречу с замечательным человеком – подполковником запаса, Буяновым Владимиром Александровичем. Рассказ ветерана-афганца, грустные глаза офицера, скупая мужская слеза и срывающийся голос участника боевых действий более пятнадцати лет назад навели меня на мысль о создании сценария урока – концерта «Афганистан болит в моей душе», а чуть позже – «Ранены мы в душу тобой, Афганистан». Свечи, экран, задрапированный красной и черной тканью, афганка и две большие красные розы… Эпипроектор, при смене кадров на котором казалось, что щелкает затвор автомата… И их песни, проникающие в самую душу… Это был настоящий Урок Мужества, пусть тяжелый, но зато искрений и без фальши.

Наблюдая за старшеклассниками разных лет, я поняла, что патриотическое воспитание должно оставаться актуальным в любое время. И тогда появился окончательный вариант традиционного внеклассного мероприятия, посвящённого памяти воинов – афганцев, «Болью отзывается Афган». Об истории создания этого сценария и работы с ним я могу рассказывать часами.

Вот уже 20 лет те, кто остались в живых, отмечают День вывода войск. Последние лет десять Донецкий городской совет ветеранов Афганистана объявляет неделю Памяти. И вместе с афганцами, я думаю, должно прикасаться к этой Памяти и молодое, пусть «черствое и равнодушное» поколение. Теперь это уже история… Боль моего поколения, которое взрослело в далекие 80-е годы. Память тех, кто прошел дорогами Афганистана, память тех, кто знает афганцев. И именно память заставляет не забывать горькую, грустную и светлую дату – 15 февраля 1989 года.

Мой трудный разговор на эту тему посредством литературно-музыкальной композиции – это дань памяти всем афганцам, это крик души, это откровение мое и открытие для моих учеников. В своем сценарии я никогда не стремилась к хронологической точности, не пыталась объяснить «нужность» или ненужность той войны, не оправдывала и не осуждала политиков. Я просто сплела из песен и стихов, написанных в Афганистане, ВЕНОК ПАМЯТИ…

Этот сценарий я и считаю своей самой большой методической находкой. Он живет! У одних вызывает восхищение, у других - непонимание, недоумение. Но равнодушным не оставляет никого. Когда-то меня даже обвиняли в том, что я заставляю плакать детей и травмирую их души. Я возражала: ведь если «доходит», значит, не черствы еще души наших мальчишек и девчонок. С каждым годом «достучаться до сердец» старшеклассников становится все труднее. Но я не теряю надежды, что мои нынешние десятиклассники поймут смысл такого трудного для них разговора. Многое меняется в нашей жизни. Вот и сценарий мой превращается в видео презентацию, которую мне помогает создать моя младшая дочь. И я надеюсь, что 15 февраля снова прозвучат стихи Игоря Морозова, Александра Карпенко, Виктора Глебова, Валерия Буркова, Александра Стовбы, Виктора Верстакова… Я уверена, что волнение охватит при первых же аккордах песен «Груз 200», «Разговор с портретом», «Письмо маме», «Черный тюльпан», «Афганский вальс», «Снова сон…», «Молчи, солдат!»… И будут сменяться на экране кадры с изображением перевалов и ущелий, разбитой боевой техники, обелисков… Будут мелькать незнакомые лица Героев, навечно оставшихся двадцатилетними… Прозвучат странные и «страшные» географические названия: Гиндукуш, Кандагар, Саланг, Уштурхан, Чаквардак, Герат, Кабул, Гардез, оставившие в память о себе зарубки на сердцах многих жителей моего родного Донбасса…

Как же много можно передумать, преодолевая такой короткий путь, от дома до школы. И как же быстро можно принять решение, войдя в школьный двор, увидев заснеженные деревья, спешащих к началу занятий учеников и коллег… Теперь я твердо уверена, что мой «афганский урок» - это моя самая большая удача. И то, что он до сих пор востребован, не оставляет сомнений, что именно этот урок мне удался больше других.

Сейчас я переступлю порог школы, и меня подхватит ребячья толпа. Прозвенит звонок, и начнется бесконечное путешествие с пятиклассниками в мир сказки, решение сложного вопроса с семиклассниками о жажде свободы у Мцыри, проникновение с десятиклассниками в сущность теории Раскольникова и в вечные, но такие сложные для девятиклассников, истины трагедии Гете «Фауст». И на каждом новом уроке нужно будет искать и находить новые методы и приемы работы, чтобы можно было с уверенностью сказать, что каждый урок, даже самый обычный, удался.

Категория: Прочее
13.03.2016 15:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!