СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный исследовательский проект занял I место в VIII городских интеллектуальных соревнованиях "Шаг в будущее, Юниор!" в секции "История, краеведение" в 2013 г.
Автор: Солодуша П.Ю.
7 класс, МБОУ г. Иркутска СОШ №24.
Научный руководитель (консультант): Лагунова В.В., учитель русского языка и литературы МБОУ г Иркутска СОШ №24
Актуальность. Автором выражения «Архитектура – застывшая музыка» обычно называют Гете. Однако он перефразировал изречение греческого поэта Симонида Кеосского, жившего на рубеже VI–V веков до новой эры. Изречение гласило: «Живопись – немая музыка, а поэзия – говорящая живопись». Смысл этих выражений, по моему мнению, общий: искусство имеет единый корень, общую природу, но формы выражения могут быть разные.
Архитектурное наследие привлекает внимание многих специалистов, так как является проявлением жизни. Известнейший французский писатель Виктор Гюго говорил: «Зодчество было главной летописью человечества».
Иркутск – старинный российский город. Известность города объясняется не только близостью к Байкалу, но и памятниками старины. Если представление о деревянном зодчестве можно получить в одном месте (в поселке Тальцы действует музей под открытым небом), то здания XIX века, построенные из камня, расположены в разных частях города. Эти шедевры являются важнейшей частью нашего наследия, в них отразились мировоззрения, ценности, и знания предков.
Практическая значимость. В работе изучается общность памятников истории и архитектуры Иркутска и Санкт-Петербурга. Рассматривается период XIX – начало XX веков. При подготовке доклада использовались связи между предметами развивающего и гуманитарного цикла. Материалы исследования могут быть использованы в качестве учебного пособия на уроках изобразительного искусства, факультативных занятиях по литературе, истории.
Гипотеза. В этом году я впервые побывал в северной «столице». Гуляя по городу, я поймал себя на мысли, что некоторые здания мне знакомы, и не по репродукциям, а «вживую». Я предположил, что архитектура столицы Восточной Сибири и Петербурга имеет точки соприкосновения.
Объект исследования. Архитектура зданий и исторические монументы.
Цель работы. Исследование взаимосвязи культурного наследия двух городов.
Задачи.
1. Изучить литературу, выяснить, какие архитекторы работали как в Санкт-Петербурге, так и в Иркутске.
2. Выполнить фотографии объектов, провести сравнительный анализ.
Методы исследования. Теоретическая часть – изучение сведений по данному вопросу, наблюдение, сравнительный анализ. Практическая часть – фотографирование, работа с графическим редактором Photoshop.
Краткий словарь понятий и терминов.
Архитектура – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества.
Архитектурный стиль – характерные черты и признаки, которые отличают сооружения определенного времени. На формирование архитектурных стилей влияют религиозные взгляды, государственное устройство, национальные особенности, природные факторы.
Классицизм – архитектурный стиль, в котором присутствуют строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии. Здания симметричны, а их отделка – сдержанна. Используются традиции греческой архитектуры.
Псевдорусский (неорусский) стиль – архитектурный стиль, в котором используются традиции древнего народного творчества.
Капитель – венчающий элемент колонны или пилястры, отличающийся от ее основной части более сложной формой и большой шириной.
Колонна – архитектурно обработанный обычно круглый столб.
Кокошник – декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор.
Наличник – декоративное обрамление оконного проема в виде накладных фигурных деталей из различных материалов.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Пилястра – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Рустика (рустовка) – облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырехугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один в один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо.
Фронтон – полукруглое или треугольное украшение. Находится вверху здания или над главным входом.
Шатровая башня – тип башни, имеющей кровлю (крышу), разделенную на сектора.
Результаты исследования.
Прежде всего, нужно отметить, что в Иркутске, как и в Санкт-Петербурге, есть памятник Александру III. Эти памятники создавались разными скульпторами, но оба посвящены не просто царю, а основателю Великого Сибирского пути (тогда так называлась Транссибирская магистраль). Строительство Транссибирской магистрали началось в 1861 году, а закончилось в 1916 году при императоре Николае II [1]. В Санкт-Петербурге создателем монумента был скульптор Павел Петрович Трубецкой. Торжественное открытие состоялось 23 мая 1909 года на площади перед Московским вокзалом [2]. Скульптура не понравилась императору Николаю II и была впоследствии установлена перед Мраморным дворцом.
Памятник в Иркутске выполнил Роберт Романович Бах. Открытие монумента состоялось в 1908 году на набережной р. Ангары. Он был установлен напротив железнодорожного вокзала, который находится на другом берегу реки. В 1920 году бронзовую статую царя убрали. В 1963 году на пьедестале бывшего памятника был установлен памятник «Первопроходцам Сибири» по проекту иркутского архитектора Виктора Петровича Шматкова. Памятник Александру III был восстановлен к столетнему юбилею Транссибирской магистрали. Повторное открытие состоялось 4 октября 2003 года. Непростой судьбе памятника посвящена книга [3].
Из Санкт-Петербурга в Сибирь
Я в поезде еду. И ширь
Просторов родных наблюдаю,
Я карту России читаю.
Владивосток, Москву, Новосиб
Соединяет великий Транссиб!
Иллюстрации к моему стихотворению приведены в презентации [4]. Рисунки оформлены так, словно это вид из окна поезда, а на шторках нарисованы фрагменты карты Транссибирской магистрали.
Когда я был в Санкт-Петербурге, то обратил внимание на то, как удивительно похожи между собой строение Смольного института благородных девиц и дом купца Михаила Васильевича Сибирякова в Иркутске.
Далекое нас манит, как магнит.
К нему бежишь, стремишься ты,
Но стоя у реки, закованной в гранит,
Вдруг видишь отражение мечты.
Оба проекта выполнены в стиле классицизма. Автором этих архитектурных памятников является Джакомо Кваренги [5]. Строительство Смольного института проводилось в 1806-1808 годы. В настоящее время сооружение является резиденцией мэра г. Санкт-Петербурга [6]. Особняк Сибирякова в Иркутске, более известный как «Белый дом», был построен в 1804 году [7]. В 1838—1917 годы в здании размещалась резиденция генерал-губернаторов. После революции дом был передан Иркутскому государственному университету. В настоящее время там располагается университетская библиотека.
Оба здания имеют «визитную карточку» архитектора: портик с колоннами, увенчанный треугольным фронтоном. Только в первом случае портик состоит из восьми колон, а во втором – из шести. Напротив каждой колонны на стене выполнена пилястра, формы капителей у каждого здания – свои. Первые этажи украшены рустовкой.
Подлинным украшением Иркутска является здание гостиницы «Гранд-отель», построенное в 1902-1903 годах на углу ул. К. Маркса и ул. Литвинова. Проект дома выполнял архитектор Алексей Иванович Кузнецов по заказу инженера И.И. Никитина. А.И. Кузнецов был главным архитектором Иркутска. Его фирменный почерк – строительство зданий из кирпича в неорусском стиле. Из справочной литературы [8] я узнал, что зодчий в 1891—1895 годах работал в Санкт-Петербурге. Мне удалось сфотографировать одно из зданий, которое А.И. Кузнецов проектировал совместно с Александром Ивановичем фон Гогеном. Это особняк, известный в Петербурге как «Дача Чернова». К сожалению, доступ к этому архитектурному памятнику закрыт [9]. Здание давно не реставрировалось. В справочной литературе (например, [10]) указывается, что загородный дом Александра Ивановича Чернова был построен в 1891—1893 годах. Особняк построен в неорусском стиле и напоминает старинный русский терем.
Стиль «Дачи Чернова» перекликается с известным в Иркутске домом купца Александра Федоровича Второва. Купеческий особняк был построен в 1897 году по проекту неизвестного архитектора. В настоящее время в нем располагается Дворец детского творчества. Здания имеют шатровые башни, украшенные сверху кокошниками, на окнах – декоративные наличники.
Заключение. В результате собранного материала можно сделать вывод, что в архитектурном наследии городов Санкт-Петербурга и Иркутска есть общие точки соприкосновения. Это здания, выполненные в стиле классицизма и в неорусском стиле.
Список источников и литературы
1. irkipedia.ru/content/transsib
2. www.peterburg.biz/pamyatnik-aleksandru-iii.html
3. Гаращенко А.Н., Шободоев Е.Б. Памятник над Ангарой – Иркутск, 2003. – 112 с.
4. http://multiurok.ru/peter-solodusha/files/iedinstvo-arkhitiekturno-istorichieskogo-nasliediia-irkutska-i-sankt-pietierburga.html
5. Пилявский В.И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. – Л.: Стройиздат, 1981.
6. www.wikipiter.ru/index.php/Смольный_институт
7. irkipedia.ru/content/belyy_dom
8. irkipedia.ru/content/kuznecov_aleksey_ivanovich
9. http://petersburg-history.narod.ru/p456.htm
10. al-spbphoto.narod.ru/okraina/nevsky-district-pr.html
© 2015, Солодуша Пётр Юрьевич 1438