СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единое образовательное поле Обнинска

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях вместе с муниципальными образовательными учреждениями города Обнинска учреждения дополнительного образования составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, которая будет именоваться Обнинским образовательным полем. Обнинское образовательное поле имеет все возможности для интеграции общего и дополнительного образования. Необходимость сотрудничества продиктована общими проблемами, задачами образовательных учреждений по обучению, воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации. Дополнительное образование в г. Обнинске имеет долгую историю становления. Время образования города можно считать и годом формирования дополнительного образования. Это было особенностью того времени – образовательные учреждения являлись материнской основой для формирования кружков и клубов по интересам. Ученые и сотрудники были заинтересованы в дополнительных занятиях потому как знали, что это будет основой для будущей профориентации. Годом отсчета формирования системы дополнительного образования (или как раньше его называли внешкольное) можно считать 1963, когда для учеников обнинских школ был образован Дворец пионеров и школьников, которым руководила Титкова Иллона Ивановна. До 1963 года в образовательном поле Обнинска существовали школьные кружки и клубы, которые обеспечивали потребности ребят и родителей в дополнительных образовательных услугах. Особенностью того периода было существование школьных кружков на базе предметных программ и кружков по интересам, которыми руководили сотрудники НИИ, учителя школ. Еще в Обнинске существовало много взрослых клубов, где занимались любимым делом взрослые и их дети, дети знакомых, соседей и друзей. История становления дополнительного образования в г. Обнинске начинается с образования в 1973 г. городской станции юных техников (СЮТ), которой руководили Руженцев В. и Манохин Александр Николаевич. В 1980 году город подарил детям прекрасное 3 – х этажное здание. С 1983 года директором становится Павленко В. Д. Решением Обнинского исполкома № 16 – 181 от 6 июня 1990 года Станции юных техников присваивается статус Центра научного и технического творчества учащихся, а в ноябре по инициативе Павленко В.Д. – директора и пионера многих начинаний в области дополнительного образования в нашем городе, после многочисленных обсуждений и проведения конкурса среди ребят принимается решение назвать ЦНТТУ – «Эврика». На ее базе уже существовали кружки – авиамодельный, судомодельный, радиооператорский. В 1974 г. открывается при СЮТ кружок картенгистов. СЮТ переезжает в новое здание и это позволило открыть еще ряд кружков – радиотехнического, фото, астрономического, химического, начального технического моделирования, декоративно-прикладного искусства, вычислительной техники. В 1982 г. организуется отряд юных инспекторов движения (ЮИД). В 1984 г. открывается изобретательский кружок, который впоследствии стал клубом «Юный новатор». В декабре 1984 г. на базе существующих в городе химической, биологической, физико-математической школ, географического общества учащихся «Планета» и изобретательского клуба «Юный новатор» создается научное общество учащихся (ОГНОУ). Это позволило преобразовать СЮТ в Центра научного и технического творчества учащихся (ЦНТТУ). Павленко В.Д. став директором организовал конкурс на звание ЦНТТУ. В ходе этого конкурса дети предложили называть ЦНТТУ Эврикой. В марте 1985 года проводится 1 городская конференция научного общества учащихся. В феврале 1989 года результатом конференции стало издание первого сборника научных трудов учащихся г. Обнинска под редакцией доктора физико-математических наук профессора Р.В.Плыкина. В марте 1990 г. проводится 5 Обнинская конференция учащихся «Юность. Наука. Культура.», в которой принимают участие делегации из 25 городов страны и из Чехословакии. С этого года конференция получила статус всесоюзной. Параллельно в этими учреждениями дополнительного образования в городе Обнинске существовал Центр внешкольной работы, которым руководила Хоменко М.А. Клуб туристов, которым руководил Сергеев Д., шахматная школа Наряду с официально существующими органами внешкольной работы – СЮТ и ЦВР для нашего города характерно еще одно свойство – существование в различного рода укромных местах и подвалах, на частных квартирах и просто на улице множества кружков и общественных организаций, которые своей деятельностью удовлетворяли спрос на дополнительные образовательные услуги, где главным условием было добровольность – клуб туристов, шахматная школа. В эпоху великих перемен ЦНТТУ «Эврика» и ЦВР, Шахматная школа и Городская станция юных техников (СЮТ) были реорганизованы в Центр научно-технического и эстетического образования учащихся (ЦНТ и ЭОУ) г.Обнинска Это преобразование произошло в 1998 г. В 2002 году ЦНТ и ЭОУ был переименован в Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТД и Ю) «Эврика».

Сегодня ЦРТД и Ю «Эврика» - это постоянно развивающийся образовательный комплекс системы дополнительного образования детей, который располагает 44 лабораториями, кабинетами, мастерскими, студиями, школами, блоком конструирования с гаражом, картодромом, оснащенный станками, приборами, компьютерной, радио -, видео -, и множительной техникой. Кроме основного здания, расположенного по адресу – пр.Ленина 131 ЦРТД и Ю располагает филиалами, которые функционируют по адресам: ул.Гурьянова – 11, ул.Комарова – 3, ул.Ленина – 30, ул.Энгельса – 10, ул. Лейпунского – 4, ул.Гагарина - 23, ул.Гагарина – 53, ул.Горького – 60, ул.Блохинцева – 11, ул.Горького – 62. В муниципальных образовательных учреждениях общеобразовательных средних школах города функционируют кружки, студии, клубы, секции ЦРТД и Ю, где дети по месту жительства и обучения получают дополнительные образовательные услуги. ЦРТД и Ю – это мощный учебно-воспитательный комплекс в образовательном поле Обнинска, который организует учебно-воспитательную работу более 100 кружков, секций, студий, клубов, школ и других объединений учащихся по таким основным направлениям, комплексная характеристика о которых отображена в таблице:

Наименование направлений Количество подразделений Количество детей
Научно-техническое 16 280
Естественно-научное 34 300
Социально-педагогическое 38 350
Туристско-краеведческое 5 300
Спортивно-техническое 27 300
Художественно-эстетическое 177 3400
Физкультурно-спортивное 16 400
Военно-патриотическое 16 280
Эколого-биологическое 20 250
Культурологическое 10 10

Принципиальным в учебно-воспитательном процессе ЦРТД и Ю является то, что сюда дети приходят не по принуждению, а по естественному личному желанию, зная, что здесь их встретят и будут обучать любимым наукам и будущим профессиям. Нынешний ЦРТД и Ю является «домом радости», где принципы учебно-воспитательного процесса С.Т.Шацкого применяются на практике. Идеи С.Т.Шацкого живы и сегодня. Во многих секциях, кружках и студиях дети не только получают знания, не только приобщаются к истокам будущей профессии, но и ведут большую практическую работу – убирают территорию, выступают с концертами перед своими родителями, сверстниками, перед инвалидами и жителями города. Это помогает им быть не только образованными людьми нашего времени, но быть активными патриотами своей родины. ЦРТД и Ю «Эврика» организует образовательно-воспитательно-развивающую работу с детьми и юношами в возрасте от 4 до 18 лет. В настоящее время в ЦРТД и Ю обучается 5634 ученика в 396 учебных группах. Средняя наполняемость групп 14, 2 человека. ЦРТД и Ю как образовательный центр системы дополнительного образования, в котором дети города получают нестандартное образование по различным направлениям: научно-техническое, естественно-научное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, спортивно-техническое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, эколого-биологическое, культурологическое. С 1999 года в ЦРТД и Ю работает федеральная программа «Одаренные дети».

В ЦНТ и ЭОУ «Эврика» на 1 сентября 2017 года работает 201 сотрудник. Из них со средним образованием – 29 чел (14,4%), со средним специальным – 38 чел (18,9%), с высшим образованием – 130 чел (64,7%). В нашем коллективе трудятся кандидаты наук (химических, географических, биологических, технических, педагогических) – 8 чел (4%)., заслуженные учителя школ РСФСР – 4 чел (2%). Примечательно то, что в нашем ЦРТД и Ю работают не только педагоги, имеющие педагогическое образование, но специалисты без оного, т.е. специалисты НИИ, производственных предприятий, военные, для которых работа с детьми является радостью. Они идут в ЦРТД и Ю не ради больших денег, а ради того огня, что горит в их сердце как огонь «сердца Данко». Это настоящие продолжатели идей С.Т.Шацкого, основа которого была – коммунарская педагогика. В 2001 – 2002 учебном году в ЦНТ и ЭОУ работало 209 педагогов, из них постоянный контингент – 145 чел. и педагоги-совместители - 64. В 2002 – 2003 году работало – 211 человек, а в 2003 – 2004 году работает 210 педагогов. Процент совместителей колеблется в пределах от 25 до 35%. Цифры вещь упрямая – они свидетельствуют о том, что в системе дополнительного образования мала доля текучести кадров и в этом залог того, что дети нашего города будут всегда обеспечены образовательными программами, которые они хотят. ЦРТД и Ю является центром развития творческих способностей, интеллекта, практических знаний и умений учащихся, что подтверждается неоднократными успехами детей на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях самого различного уровня, включая российский и международный. Сам ЦРТД и Ю проводит ежегодные конференции – городскую научно-практическую конференцию «Интерес. Познание. Творчество.» памяти нашего краеведа В.С. Нестерова, открытую российскую конференцию «Юность. Наука». Эти конференции собирают участников не только нашего города, но из других городов нашей Родины. Ежегодно на конференциях заслушиваются более 500 докладов по всем направлениям наук. ЦРТД и Ю является культурным центром в городе. Он является активным инициатором и участником программ и мероприятий в рамках единой досуговой программы в нашем городе. Без наших детей и их педагогов дополнительного образования необходится не одно городское мероприятие. В ЦРТД и Ю есть возможность посетить кинозал, видеозал, залы компьютерных игр, поиграть в игротеке, посетить музей технического, художественного и прикладного творчества. ЦРТД и Ю является методическим центром комплексного развития творчества детей и юношества, который располагает педагогической, методической, специальной литературой, методическими разработками, рекомендациями. В 2002 году был выпущен первый сборник авторских программ педагогов ЦРТД и Ю. Педагоги ЦРТД и Ю организуют методические семинары, круглые столы по проблемам дополнительного образования. УДОДЫ соседних районов, Калуга и Москва имеют возможность воспользоваться опытом работы ЦРТД и Ю. Средняя школа №10 на протяжении всей истории образования города Обнинска держала и держит лидерство по численности учеников, обучающихся. Средняя школа им.С.Т. Шацкого была первой в нашем городе и располагаясь в старом городе она самая маленькая по числу учеников. Единое образовательное поле Обнинска осуществляет непрерывный учебно-воспитательный процесс с 25 тыс детей и юношества начиная с муниципальных дошкольных учреждений (МДОУ) и заканчивая высшими учебными заведениями (ВУЗ). Эта цепочка выглядит так: МДОУ – МУДОД - МОУ – МУДОД – НОУ - МУДОД – ССПТУ – ВУЗ. На 2004 год в городе существует много образовательных учреждений разного плана: муниципальных образовательных учреждений общеобразовательных средних школ (МОУ) в городе 11 ( среди них выделяются школы с углубленным изучением ряда предметов – это МОУ средняя школа №13 и 12). Доля численности учительства Обнинска по стажу. (по данным Гераскиной Н.Г.)

до 2-х лет от 2-х до 5 от 5 до 10 от 10 до 20 свыше 20 1997/98 6,5 12,5 20,6 27,2 33,1 1998/99 3,1 11,3 19,1 28,2 38,3 1999/00 2,7 7,5 21,7 31,5 36,6 2000/01 3,7 5,7 17,2 32,4 41,1 2001/02 2,8 3,5 15 34,6 43,9 2002/03 4,6 3,8 12,3 32,1 46,9

Состав педагогических кадров в муниципальных школах города (без совместителей) 1 окт. 2001г. 1 окт. 2002г. 1 окт. 2003г. учителя 716 709 683 руководителей (директора и заместители) 74 88 73 педагоги - организаторы 22 35 16 воспитатели 18 17 20 педагоги дополнительного образования 21 28 26 психологи 3 6 социальные педагоги 4 4

Год Численность, тыс.чел Рождаемость Смертность Жилая площадь, тыс.кв.м Общая площадь, кв.км 1-1956 15 19,1 2,6 105 12 2-1957 23,5 2,8 115 3-1958 – шк.№2 20 22,4 2,2 135 4-1959 21,9 2,6 160 5-1960 25 24,4 3,0 190 6-1961 – шк.№3 23,1 3,3 221 7-1962 30 21,9 3,8 250 8-1963 19,5 3,2 282 9-1964 – шк.№4 35 18,5 3,5 310 10-1965 – шк.№5 17,8 3,5 337 11-1966 – шк.№6 40 17,3 3,7 370 12-1967 16,0 4,1 401 13-1968 – шк.№7 45 16,8 4,2 432 14-1969 50 18,6 4,4 456 15-1970 –шк.№8 19,0 4,6 530 16-1971 55 18,.2 5,0 606 17-1972 16,6 5,3 675 34,3 18-1973 – шк.№9 15,6 5,1 740 19-1974 14,7 5,3 814 20-1975 65 15,2 5,1 884 21-1976 – шк.№10 70 15,3 5,0 949 22-1977 16,5 6,1 1014 23-1978 15,5 5,7 1084 24-1979 75 16,1 5,9 1146 25-1980 – шк.№11 80 16,0 5,7 1206 26-1981 – 17,3 6,0 1277 27-1982 - шк.№12 85 18,3 6,0 1344 28-1983 90 17,0 6,5 1410 29-1984 – шк.№13 17,3 6,6 1472 30-1985 95 18,2 6,6 1509 31-1986 – шк.№14 18,2 6,5 1569 32-1987 100 17,1 6,9 1636 33-1988 – шк.№15 14,3 6,9 1717 34-1989 13,6 7,4 1791 35-1990 105 11,6 7,4 1845 36-1991 9,1 7,8 1883 37,0 37-1992 7,8 9,4 1904 38-1993 8,0 10,4 1949 43,0 39-1994 – шк.№16 7,9 10,0 1984 40-1995 7,4 8,9 2001 41-1996 7,8 9,1 2024 42-1997 7,9 10,0 2040 43-1998 6,8 10,9 2045 44-1999 7,8 11,3 2055 45-2000 8,3 11,9 2072 46-2001 8,7 12,7 2090 47 - 2002 48-2003 49-2004 50-2005

Динамика численности обучающихся в МОУ г. Обнинска Уч. год 1 г и м 3 4 5 Л и ц е й 7 9 10 11 12 13 Д е р ж а в а 16 Т е х. л. Ф Т Ш 1995/96 589 512 669 808 735 893 617 750 1589 959 1222 930 1192 1280 377 210 1996/97 583 514 707 862 780 932 629 772 1601 955 1253 976 1105 1383 395 128 1997/98 564 488 807 875 750 974 637 763 1555 964 1180 1015 1032 1376 396 126 1998/99 550 501 862 963 789 968 616 690 1466 954 1113 983 1009 1283 428 145 1999/00 540 550 889 965 705 921 608 625 1290 896 1058 938 942 1215 436 145 2000/01 493 538 895 1009 636 880 540 562 1139 868 986 940 868 1149 448 152 2001/02 455 515 926 941 574 823 516 511 1038 877 934 909 796 1058 469 155 2002/03 376 511 868 901 555 714 561 467 911 791 870 887 776 961 868 147 2003/04 334 514 755 814 540 684 493 438 793 749 751 811 1656 825 823 130 Уч. год шк 8 шк14 2002/03 - объединение школы №8 и лицея "Технический" 1995/96 723 1276 1996/97 706 1227 2003/04 - объединение школы №14 и лицея "Держава" 1997/98 730 1209 1998/99 646 1154 1999/00 565 1130 2000/01 497 1036 2001/02 431 1042 2002/03 - 923

Категория: География
12.04.2017 00:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!