СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идеи К.Д. Ушинского в воспитательной работе в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Реформирование системы образования, принятие ФГОС заставляют нас обратить особое внимание на вопросы воспитания.

Образовательный педагогический процесс сегодня должен включать в себя решение воспитательных задач. Это актуально с позиции государственной политики в области образования. В ФГОС, в части «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», сказано, что они должны отражать воспитанные в школьнике любовь, чувства ответственности, долга перед Отечеством и принадлежности к своему народу, его истории, культуре, языку; субъектное отношение к учению, труду и выбору профессии; целостность мировоззрения; доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог и достигать взаимопонимания; бережное отношение к природе и здоровью.

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. К. Д. Ушинский как крупнейший представитель педагогики XIX века внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Поэтому исследование его идей является актуальным. Великий педагог ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Он пропагандировал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении - активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание. Оно - центр его педагогической концепции. Воспитание, по его мнению, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю, как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Воспитание нравственности

Нравственность - один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На данный момент воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма, является основной задачей современной школы. В этом смысле современные принципы образования действительно вобрали в себя мысль Ушинского о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».

Роль эстетического воспитания

Одну из главных ролей К.Д. Ушинский отдавал эстетическому воспитанию. Именно в эстетическом воспитании видел великий педагог выход на позиции эффективного образования для детей, понимаемых им в качестве людей своего и будущего времени. К. Д. Ушинский доказывает, что учебно-воспитательный процесс должен быть эмоционально-эстетически настроен (быть целостным, как утверждает признанная мировой наукой советская педагогика), что вся атмосфера в школе и вне школы, где протекает жизнь учащегося, должна отвечать его потребности в красоте.

Воспитание и развитие с детства чувства, потребности и способности личностно-значимого общения с прекрасным - процесс пробуждения и формирования в человеке его сущностных, продуктивных, созидательно-перспективных начал и задатков

Принцип народности

Основой в педагогической теории К.Д. Ушинского было учение о народности воспитания. Педагог учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. Этот принцип нашел применение в образовательной системе Российской Федерации. Сейчас он видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности и воспитанием у детей любви к Родине, своему Отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества, исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание, позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.

Одним из основных направлений в воспитании К.Д. Ушинский выделяет антропологизм. В 1867 году он написал свой самый главный труд, который получил название «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В этой работе он определил необходимые требования, которые должен осуществить каждый педагог в своей деятельности - изучать детей в процессе воспитания, строить образовательную работу с учетом возраста и психологических индивидуальных особенностей. «Изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Воспитание в антропологизме понимается как атрибут человеческого бытия.

Роль родного языка в воспитании

Центральное место в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, факторе и средстве воспитания человека. Изучение родного языка по его убеждению составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека. В своей блистательной статье «Родное слово», опубликованной в 1861 году, он так описал роль родного языка: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, историческое целое. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». Ушинский называет родной язык «удивительным педагогом», который учит очень многому и учит легко, основательно. Он считал родной язык «величайшим народным наставником», который делает главное в человеке — развивает его дух.

Роль учителя

Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом. Ведь ребенок «воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности».

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.

Категория: Всем учителям
27.02.2023 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!