СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я счастлива быть учителем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давайте знакомиться: меня зовут Наталья, я работаю учителем истории и обществознания. Я наслышана о том, как трудно молодому учителю в школе. Поэтому я и решила написать эту статью, чтобы показать, что быть счастливым молодым педагогом — возможно. Более того, это, пожалуй, главный путь к успешным и интересным урокам.

Буду сразу честной, написать её я решила, потому что постоянно слышу «ничего не изменить», «дети плохие», «родители тоже» и тому подобное от других учителей. Я в эти слова не верю и никогда не верила. В силах учителей очень и очень многое, как минимум — судьба учеников. Итак, начнём.

Я работаю учителем в обычной школе города Новосибирска МБОУ СОШ №158, которую сама и закончила в 2007 году. Пришла работать в нее сразу после окончания ВУЗа в 2012 году, как говорится "дома и стены помогают".

Когда я устраивалась в школу, то прошла большую проверку: к моему возрасту не было доверия, поэтому я писала биографию (десять страниц), проходила интервью и демонстрировала урок администрации. Было страшно: как человек, никогда не работавший в школе до этого, я думала, что все провалю и никогда не получу работу. Но меня взяли.

При подготовке учителей в вузах очень широк теоретический компонент: нас учат истории, учат теории и методике, но практике как таковой обучают мало. Педагогическая практика — тоже небольшой период времени, два-три урока в неделю, и там ты ещё не можешь взглянуть на ситуацию изнутри. И когда ты приходишь работать на полную ставку, есть те вещи, которых ты не знала.

Та же документация, которой очень много. Если говорить о современной школе, особенно о молодых учителях, то это один из самых сложных аспектов работы. У нас, конечно, хорошо с бумажной промышленностью, но когда надо оформлять, заполнять, переписывать множество документов — это не всегда осмысленно. Тем более что всё это можно было бы сделать в электронном виде.

Рабочие программы, планирование — достаточно сложно каждый год всё переделывать, распечатывать и так далее.

Нагрузка колоссальная. Когда ты учишься в вузе, об этом никто не говорит. Когда ты приходишь в школу, то знаешь программный материал, знаешь его хорошо, но не в курсе, как его преподать, и тебе надо расписывать каждый урок, желательно чуть ли не поминутно. В первый год работы я, наверное, позже пяти часов утра не вставала.

Это достаточно сложно. У нас очень любят везде говорить об учителях, критиковать, делать какие-то замечания и ремарки, но на самом деле простой обыватель слабо представляет, что такое простоять шесть уроков перед учительской доской и удерживать внимание тридцати человек. И как при этом сделать, чтобы эти люди слышали тебя, что-то усваивали — то есть прийти к какому-то результату. Это требует глобальной концентрации сил. По сути, ты модератор пространства классной комнаты, и тебе необходимо его строго и долго организовывать.

Бывает, что ты спишь, звонит будильник. И тебе снится, что ты уже встала, пошлана работу, ведёшь урок. А потом оказывается, что ты ещё не проснулась — потому что опять звонит будильник.

На мой взгляд, если человек пришёл работать в школу, ему надо отработать три года — и только потом он адаптируется.

ЧТО С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ ТВОРЯТ ДЕТИ?

Реакция детей зачастую прогнозируемая. Как правило, вначале это интерес, потому что новый человек. Потом идёт проверка учителя на прочность. Это стандартный момент — дети достаточно наблюдательны, они понимают, что и на каком уроке можно сделать, а что нельзя. И они всегда пытаются проверить допустимую степень такой «анархической свободы».

Так как я преподаватель обществознания, у меня нет установки на то, что в классе должна быть диктатура, у меня не авторитарный стиль ведения урока. На мой взгляд, в любом коллективе для плодотворной работы необходим договор. Изначально ты вкладываешь очень много сил, чтобы объяснить, что для эффективного урока нужно совместно договориться о каких-то правилах.

Первый этап — показать, что ты другой. Это этап выстраивания диалога, чтобы потом на его примере объяснять свой предмет, демократические практики и всё остальное.

Было бы странным, если бы я пришлаи начала повышать голос, строить всех в шеренгу по половому признаку, а потом рассказывать, что есть демократия и права человека, что «нужно уважать личность каждого».

Мы всегда пытаемся найти простые ответы на сложные вопросы образования: с помощью программ, лозунгов, методических рекомендаций, которые универсальны для всех.

Но каждый учитель и каждый ребёнок — это индивидуальности, и каждый класс абсолютно разный. Если ты провела эффективный урок в одном классе, не факт, что точно такой же урок будет эффективным в другом. Надо смотреть на то, кто в этом классе — в первую очередь, узнать этих ребят и чего они хотят, чтобы потом соотнести то, что нужно им, с тем, что есть в твоих целях и планах. И как-то это свести к единому знаменателю.

ФГОС ПРОТИВ ЕГЭ

Сама система новых стандартов мне нравится, но есть определённые противоречия в том, как она реализуется.

Принцип современного образования в том, что необходимо уделять внимание личности каждого ребёнка. Знать его потребности, его мотивацию. Но если в классе 25-30 человек, это физически невозможно. Банальный математический расчёт: урок идёт 45 минут, в классе 25 человек, это около двух минут на человека. Поэтому первое противоречие — это количество обучающихся в классе и те принципы, которые необходимо реализовывать.

Второе противоречие — в конце учебного периода есть система оценки. Это экзамен — ЕГЭ, ОГЭ и так далее. Федеральный государственный стандарт требует развития компетенций, навыков — чтобы школа готовила к жизни, и ребёнок, становясь взрослым, мог в современном мире ориентироваться. А ЕГЭ требует чуть других вещей. Там очень силён теоретический компонент, особенно если мы берём историю.

Нужно чёткое знание хронологии, каких-то узких фактов, хотя в современном мире, при наличии интернета, стоило бы задумываться над дискуссионными и проблемными вопросами, например, национальными. Анализировать, а не заострять внимание на выучивании фактов.

ЗАЧЕМ УЧИТЬ ДЕТЕЙ?

Во-первых, мне бы хотелось, чтобы люди, оканчивая школу, видели мир шире, чем сейчас. Им нужно расширение кругозора, умение смотреть на вещи с разных сторон. Мне кажется, что и история, и обществознание именно этому учат.

Во-вторых, это умение мыслить критически. Не банально смотреть телевизор, слушать на улице что-то — и запоминать это, воспроизводить, как мантру. А критически относиться к тем потокам информации, которую дети получают из окружающего мира. Работа с информацией — это одна из самых важных задач в современном обществе.

В-третьих, мне бы хотелось, чтобы люди обращались к источникам, осознавали причины и следствия поступков, свою ответственность за происходящее в обществе и в личной жизни.

Альберу Камю принадлежит высказывание: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Мне кажется, что в том-то и проблема российской системы образования. Она готовит к жизни в мире, которого не существует: даёт очень много теоритических знаний, но ученик не понимает, зачем ему эти знания и где их применить.

Придя в школу я раскрыла себя отнюдь не только как специалиста, но и человека творческого. Работа с детьми это не только уроки, в которых также есть место творчеству, но и внеурочная деятельность в которой можно раскрыть свой потенциал и потенциал своих детей. На примере своей школы могу сказать, что у нас неаханная целина в этом отношении. Мне активно дают поле для творчества. Вначале своего пути я организовала команду КВН "Нормальные" - ребята выбрали себе каждый супергероя, которого они представляют и назвались "Нормальными", хотя внешне выглядели неординарно=)))) С ними мы проводили вечера полностью погруженными в творчество и готовились к очередному туру КВН=) Это было чудесное время!

Выйдя из декрета, став мамой я смотрела на деток уже не просто как учитель, старший друг или товарищ, но уже и как мама. Им мне хотелось по средствам внеурочной деятельности и творчества передать частичку своего тепла. Так мы начали играть в театр, наш театральный руководитель открыла театр-студию "Комильфо" в нашей школе и мы поставили несколько спекталей Л.Н. Толстой "Война и мир" и М.горький "На дне". Вечера репетиций пролетали на одном дыхании. В этих спектаклях принимало участие половина нашего педагогического коллектива и большое количество ребят, такие вечера сплотили нас и мы стали лучше понимать друг друга.

Получая пост-высшее образование в аспирантуре я хотела реализовывать себя и в научной деятельности и мне пришла идея сотрудничества с двумя ВУЗами - родным НГПУ и рядом расположившимся СИМОРом. С ВУЗами мы организовывали страноведческие декады, в рамках которых мы проводили интеллектуальные игры, мастер-классы, встречи с иностранцами, гала-концерты и иные выездные мероприятия, где дети приобщали к культуре и искусству разных народов мира.

К чему я это рассказала? Да, я не эксперт в образовании, у меня нет 20-летнего опыта работы. Но я знаю, что такое быть молодым учителем, и верю, что знаю, какого быть хорошим и счастливым молодым учителем. И это не потому, что я молодец и так вот все удачно. Просто я верю, не жалуюсь, не сдаюсь и черпаю вдохновение от других педагогов.

Категория: Всем учителям
03.11.2019 11:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!