СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я- классный руководитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

…Воспитывая человека будущего, ищу новое

и опираюсь на забытые традиции прошлого…

Учитель, который берёт на себя ответственность за классное руководство, должен понимать, что на него возложена обязанность сформировать крепкий детский коллектив, где каждый ребенок будет иметь возможность проявить свои способности и получить максимальную пользу и удовлетворение от учебного процесса.

Я работаю учителем и классным руководителем почти 25 лет. На протяжении всего периода моей работы с детьми я всегда находилась в поиске, но цели, которые я ставила перед собой, всегда оставались неизменными. Современное общество желает видеть в выпускнике школы личность целеустремлённую, хорошо ориентирующуюся в современных реалиях, владеющую коммуникативными навыками, нацеленную на саморазвитие и реализацию своего творческого потенциала. Учитель начальной школы закладывает основы коллектива.

В самом начале моего знакомства с детьми я пишу каждому ребёнку письмо. Когда- то забытый теперь педагог Амонашвили натолкнул меня на эту мысль. В своих письмах я рассказываю детям о себе, своих интересах, привычках, в письме проявляю интерес к тому, какой он, будущий мой ученик. Сначала некоторые ребята отвечают мне, хотя ответ на письмо не является обязательным условием. В конце учебного года я пишу письма для каждого с пожеланиями хорошо отдохнуть, хвалю каждого за его успехи и выражаю надежду на то, над тем, что не получалось в этом году, мы обязательно поработаем в следующем. Письма начала года у нас обоюдные- каждый хочет поделиться тем, как прошло лето. Такой подход позволяет мне больше узнать о своих воспитанниках, создаёт между нами доверительные отношения, что очень важно при формировании детского коллектива.

В старших классах ребята знают друг друга, знают свои возможности, умеют самостоятельно управлять своим коллективом. Но как же на самом первом этапе формирования коллектива узнать возможности каждого, дать учащимся проявить себя? Проводя только фронтальную работу с учащимися, это сделать непросто. Поэтому начиная с самого первого класса, я делю класс на « Звёздочки». Ребята могут и не знать друг друга до образования такого мини - коллектива, а могут и быть участниками одной « Звёздочки» на основе предыдущих отношений в детском саду, на основе общих интересов. Ребятам даётся возможность выбрать капитана. Сразу становится очевидно, кто может выполнять лидирующие роли в классе. Таким образом, у учителя появляются « помощники», которые управляют внутри «Звёздочек». Капитаны могут меняться в зависимости от того, справляется с этой ролью ученик или нет. Появляется соревновательный дух. Ребята стараются быть лучшими в учёбе, дежурстве, поведении и т.д. Очень важно подводить итоги и награждать лучшую « Звёздочку». Пока ребята маленькие, я это делаю еженедельно. В классе есть таблица, куда заносятся сведения о делах ребят. Отмечаем только достижения. Это стимулирует учеников на достижение новых результатов. Капитаны этих мини-групп распределяют обязанности по интересам. В классе складываются коллективные отношения внутри « Звёздочек» и быстрее происходит становление коллектива. Начиная с 3 класса я замечаю, что вместе со взрослением ребят появляется потребность в переименовании « Звёздочек» в отряды, но функции остаются те же. Я заметила, что использование этого приёма сплачивает ребят, делает жизнь класса динамичной и более интересной. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Ребятам комфортно учиться там, где интересно.

Одним из основных моментов, направленных на формирование детского коллектива, я считаю формирование коллектива родительского. Это происходит не только на тематических родительских собраниях, на открытых уроках и мероприятиях для родителей, но в первую очередь моё знакомство с родителями начинается с тренинга, который помогает организовать школьный психолог. Тренинг проходит в режиме нон-стоп на протяжении нескольких часов. Родителям и учителю предлагается дать себе имя ( возможно и весёлое), написать его на бейджике. Важным условием является обращение друг к другу только по имени. Сначала родителей обескураживала длительность процесса, ведь 4- 5 часов – это довольно продолжительное общение. Многие приходят на тренинг с опаской, испытывают неловкость от того, что к учителю приходится обращаться по имени. Со временем неловкость проходит, а время пролетает незаметно. После такого общения родители по- другому воспринимают друг друга, образуются группы по интересам уже между родителями. Очевидно, если родители в классе дружны, то и дети будут дружными.

Фундаментом личности ребёнка я считаю духовно-нравственное воспитание. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные формируемые ценности духовно-нравственного воспитания – это:

Ценность мира:-

как общего дома для всех жителей Земли;

- как мирового сообщества, представленного разными национальностями.

Так сложилось, что в классах, в которых я работала, учатся дети разных национальностей. Очень важно в нашем неспокойном мире привить детям чувство терпимости, понимания основ других культур и традиций, желание узнать о жизни людей других национальностей. С ребятами мы проводим тематические классные часы, на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности знакомим друг друга с культурой своей национальности. Совместно с родителями проводим праздники «Праздники и традиции разных народов», «Кухни народов мира», « Игры детей разных народов», « Сказки разных народов». Всё это помогает детям понять друг друга, быть терпимее к проявлениям особенностей каждого.

Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Работая в этом направлении, опираюсь на книги, как источник, в котором мои ученики могут почерпнуть знания об окружающем мире. Так сложилось, что все мои ученики очень дружны с книгой, они любят читать, обсуждать, анализировать. Принимают участие в школьных читательских конференциях. Книги помогают ребятам думать над своими поступками, учиться у героев положительному, осуждать отрицательное.

Большое влияние на моих маленьких читателей оказывают прочитанные книги о животных. Ребята становятся внимательнее, добрее, проявляют заботу о бездомных животных. Семьи моих учеников регулярно помогают приюту для бездомных животных нашего города. Заботясь о животных, ребята приобретают навыки доброты и человечности.

С огромным желанием ребята откликнулись на идею участия в благотворительной ярмарке. Они делали поделки своими руками, пекли, вязали, дружно всё это оформляли. Участие в таком мероприятии принесло ученикам огромное моральное удовлетворение от пользы, которую они принесли на благо общего дела.

Особую чуткость мои воспитанники проявляют к пожилым людям. Мы приглашаем ветеранов к себе в класс не только перед праздником Победы, но и поддерживаем связь с ними постоянно. Ребята заботятся о ветеранах, интересуются их жизнью, с удовольствием готовят «посылки с фронта». В « Комсомольской правде» мной была прочитана статья о ветеране из Чебоксар, о котором все забыли. Моих ребят статья взволновала, и они решили написать пожилому человеку письма. Ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия. Я надеюсь, что в будущем мои ученики смогут передать эти важные качества своим детям.

Ценность любви к Родине, народу как проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.

Мне и моим ученикам посчастливилось жить в военном городе, где чтут традиции, уделяют огромное внимание патриотическому воспитанию молодого поколения. В нашей школе есть кадетский корпус, а школа носит имя славного полководца Г. К. Жукова. Мои ученики,бывая в школьном музее Жукова, узнают о жизни этого великого человека. Мы не только обсуждаем увиденное в музее, но и пишем отзывы о том, что запомнилось больше всего. Поражает то, что дети пишут не только то, о чём им рассказали, а приводят очень интересные факты, которые нашли самостоятельно.

Часто посещаем музей имени Г. С. Титова, музей Космонавтики, в которых ребята знакомятся с историей космонавтики.

Живой интерес к истории своей страны является основой патриотического воспитания учащихся.

Встречи с кадетами, на которых старшие ребята разрешают примерить форму, потрогать оружие, понаблюдать приёмы рукопашного боя, и даже совместные песни под гитару – всё это помогает формировать традиции преемственности, патриотичности.

Дар слова как возможность получать знания, общаться.

Мои ученики принимают участие в литературных вечерах, принимали участие в « Пушкинском бале».Такие мероприятия формируют культуру поведения, речи, развивают чувство прекрасного, образное мышление. Личность педагога влияет на учащихся. Узнав о том, что я пишу стихи, ребята тоже увлекаются этим. У многих это неплохо получается. Происходит формирование грамотной речи, ученики более чётко могут сформулировать свои мысли. Расширяется круг общения детей.

Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Мои ученики бережно относятся к окружающему миру. Вместе с родителями участвовали в посадке деревьев на школьном участке. С удовольствием наблюдали, как « их» деревья растут вместе с ними. Посадив дерево, ухаживая за ним, ребёнок никогда не пройдёт мимо того, кто ломает ветки, разоряет гнёзда. Мои ученики всегда с энтузиазмом принимают участие в школьных субботниках. Ребята ухаживают за школьными растениями, следят за сохранностью школьного имущества, следят за экономией электричества и воды в школе. Всё это формирует ценностное отношение к окружающему миру.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка. Работу в этом направлении я начинаю со знакомства с семьями учащихся. Сначала это анкетирование, которое помогает мне лучше узнать о семье ребёнка. Посещение семьи ученика, знакомство с укладом жизни моего воспитанника- всё это помогает мне в работе с детьми. Я узнаю, какие кружки посещает ребёнок во внеурочное время, какие обязанности есть у ребёнка. Стараюсь определить статус семьи, выделить трудные семьи и помочь тем детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В этой работе мне помогают социальный работник школы и психолог. Работая в тесном сотрудничестве, имеем возможность оказать своевременную помощь ребёнку, нуждающемуся в ней. Это способствует налаживанию здоровых отношений внутри коллектива.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Мои ученики с удовольствием познают новое. Участвуют в интеллектуальных и математических конкурсах и викторинах. Проявляя серьёзный подход к делу, имеют хорошие результаты. К 4 классу у ребят проявляется интерес к научно-познавательной деятельности. Выбирая интересную для себя тему, под моим руководством проводят исследовательскую работу. В 4 классе выступают на научно-практической конференции школы. Получив заслуженную положительную оценку учеников старших классов и комиссии, ребята стремятся проявить свои исследовательские способности и в других темах.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Мои воспитанники учатся наблюдать, замечать интересное и пробуют самостоятельно создавать что- то прекрасное. Школа, в которой я работаю, имеет художественно-эстетическую направленность. Музей прикладного искусства, в котором ученики любят бывать, даёт представление о культурном наследии нашего народа, пробуждает интерес к изучению прошлого и настоящего нашей страны. Ребята участвуют во всевозможных выставках, некоторые из них уже печатаются в журналах, посвящённых изобразительному искусству. Проявляя интерес в этом направлении, возможно, кто-то из ребят выберет это как свою будущую профессию.

Ценность труда и творчества определяется стремлением учеников к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Инициативность и саморазвитие- одно из важных направлений развития личности. В своей работе я уделяю большое внимание развитию творческого потенциала учащихся. Мои ученики имеют возможность проявить себя в различных направления - в спорте, танцах, изучении иностранных языков, в пении, в ораторском искусстве, научно-исследовательской деятельности, театральном творчестве и т. д. Ребята получают возможность для саморазвития не только в школе, но и городских кружках. Практически все ученики занимаются в кружках и секциях разных направлений. Они могут проявить себя во время школьных концертов, на городских мероприятиях. Проводя работу в этом направлении, я вижу, что ребята в коллективе проявляют всё больше инициативы, мыслят творчески, креативно, не боятся высказывать свою позицию, что очень важно в современном обществе.

Работая в школе долгие годы, я никогда не забываю о преемственности между поколениями моих воспитанников. Отрадно заметить, что старшие ребята, перешедшие в старшую школу, делятся советами с более младшими, а младшие, в свою очередь, опекают « подготовишек», которым только предстоит придти в школу.

Ещё одним из основных направлений в своей работе я считаю формирование здорового образа жизни моих воспитанников. Мой девиз и девиз моих учеников « Движение - это жизнь». Все мы ведём здоровый образ жизни, привлекаем к этому родителей, проводя просветительскую работу. Важно помнить о том, что обучение – это тяжёлый физический труд, и только здоровому человеку он по силам. Мы участвуем в школьных соревнованиях, изучаем правила здорового питания, проводим исследовательскую работу о том, как сохранить своё здоровье, делаем гимнастику для глаз и т.д. Бережное отношение к своему здоровью влияет на то, что в дальнейшем у ребят формируется стойкое отрицание вредных привычек.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Находя новые методы, приёмы, способы воспитания коллектива школьников, я сталкиваюсь с рядом проблем. Одной из проблем является то, что не все дети хотят жить интересами коллектива, не проявляют интереса к жизни коллектива. Передо мной стоит задача выяснить причины такого нежелания, помочь ребёнку безболезненно

« влиться в коллектив», стать его частью. В таких случаях обращаюсь за помощью к школьному психологу, социальному педагогу, опыту моих коллег. Подсказки нахожу в идеях А. Макаренко, который видел идеи воспитания через труд, коллектив, семейное воспитание.

Другой немаловажной проблемой считаю отстранённость родителей от процесса воспитания ребёнка, считающих, что воспитание и обучение- это проблемы школы. К сожалению, такая проблема в современной жизни возникает всё чаще. Для решения этой проблемы мне, как учителю и воспитателю, приходится заниматься самообразованием, перенимать передовой опыт, накопленный другими педагогами.

Надеюсь, что мои воспитанники вырастут людьми, которыми я буду гордиться.

Девизом в моей работе для меня являются слова Дистервега Фридриха Адольфа Вильгельма, немецкого педагога-демократа 18 века. Это изречение является актуальным и в настоящее время.

  • Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
  • Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
07.10.2015 19:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!