СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на урокп в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

В.А.Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

В соответствии с ФГОС ставится новая цель:готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

· становление личности младшего школьника;

· раскрытие его индивидуальных возможностей.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому мной востребована технология работы в группах.

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей

Преимущества групповой формы работы:

· Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

· Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

· Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).

Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная.

Я использую парную работу при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. В первом классе — при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, начинаю использовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.

Постепенно переходим к работе в группах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Зима пришла», вторая группа-текст-описание «Зимний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю зиму?

Методы групповой работы

Кроме этого я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.

Кроме этих методов в этом учебном году изучила и начала использовать метод «Аквариум». Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряю методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения.

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

· Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

· Меняется характер взаимоотношений между детьми;

· Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.

Успешным результатом профессионального мастерства педагогов является результативность их деятельности. Успех достается потом и кровью. Стремясь к успеху, нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если конечно не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить пределы своих возможностей. Не всегда всё получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся. И тогда ученик увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека», как заметил В.А. Сухомлинский.

14.11.2016 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!