СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность ребёнка к школьному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность к школе — важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье.

Готовность к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.

Главное отличие в поведении семилетних детей своеобразные черты, что дало им основание говорить о «кризисе семи лет» как закономерном этапе психического развития ребенка. Основными симптомами этого возрастного кризиса являются манерничанье, капризность, конфликтность, нарочито демонстративное поведение. В основе этих проявлений лежит потеря детской непосредственности, освобождающая ребенка от давления ситуации. В возрасте семи лет ребенок начинает осмысливать свои чувства, обобщать переживания, у него появляется внутренняя психическая жизнь и представления о своих возможностях.

Физиологической основой кризиса 7 лет являются изменения в работе эндокринной системы, обуславливающие интенсивный рост тела, увеличение внутренних органов, вегетативную перестройку.

Что является важным для поступления будущего первоклассника в школу?

Это новый этап в жизни каждого ребенка. Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Мера личной ответственности школьника за свои действия и поступки становится по сравнению с дошкольником намного выше. Изменяются отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителем. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связываются с успешностью школьного обучения ребенка. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе.

1. Оценка готовности ребенка к школе.

Выделяются три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного

феномена: физиологический, психологический, социально-личностный.

Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физической формы будущего школьника.

«Школьная зрелость» показывает уровень морфофункционального развития ребенка, характеризующий его потенциал к систематическому обучению в школе и возможности справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. Для выявления этого уровня используется многофакторный анализ, предполагающий оценку биологической зрелости организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности и прежде всего ряда физиологических функций. Формирование школьной зрелости идет неравномерно.

Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее 7 лет.

Психологический аспект рассмотрения готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного и пр.) с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.

В основе психологической готовности ребенка к школе лежат потеря непосредственности в общении со взрослыми и обретение произвольности (способности подчинить свое поведение определенным задачам и правилам).

При этом необходимо различать школьную зрелость – совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающих успешность перехода к систематическому организованному школьному обучению.

Психологическая готовность к обучению в школе–необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка психологических новообразований (внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д.).

В содержании психологической готовности особо выделяется ин- теллектуальная готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении. Интеллектуальная готовность к школе предполагает у детей наличие должным образом сформированных познавательной активности и по-

знавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.

Примеры способов диагностики способностей, относящихся к интеллектуальной готовности:

  • логическое мышление
  • память
  • способность к концентрации внимания
  • понимание размеров и величин предметов
  • понимание количественного состава множеств
  • способность рисовать простые формы по образцу
  • способность узнавать и называть геометрические формы
  • координация глаза и руки
  • способность планировать действия и выполнять инструкции
  • способность воспринимать информацию на слух и «транслировать»
  • развитие фонематического слуха и звуковой стороны речи
  • умение считать

Учебная деятельность школьника связана с высокой произвольностью, это обусловливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.

Социальный аспект рассмотрения готовности связан с понятием социально-личностной готовности к школе. Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Социально-личностная готовность к школе предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Социально-личностная готовность свидетельствует о достижении ребенком элементарной социальной зрелости, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность. Успешное обучение в школе зависит от мотивационной и коммуникативной готовности ребенка.

Мотивационная готовность к школе выражается в активном стрем-

лении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Будущий школьник испытывает потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые.

Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень ком- муникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения, она проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивости привычек культурного поведения. Коммуникативная готовность предполагает наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.

С приходом в школу у детей начинает формироваться новая форма общения. Деятельность учебная, как известно, является коллективной. Классно урочная система обучения предполагает формирование у ребенка не только правильного отношения к педагогу, но и особых отношений со своими одноклассниками. При выполнении учебных действий, малыши учатся взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы достичь нужного результата в своей деятельности. Для успешного обучения в школе у детей должны сложиться формы общения, строго соответствующие специфическим задачам и условиям нового вида основной деятельности - учебной.

Необходимо всемерно содействовать тому, чтобы общение ребенка со взрослыми приобретало все большую произвольность, а это предполагает достаточно сложную деятельность. Будущему школьнику необходимо понять задачу учения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания.

Важно обратить особое внимание на такие формы общения с ребенком, как деловое, познавательное и личностное.

Деловое общение присутствует там, где ребенок стремится чему-то научиться у взрослого. Оно обеспечивает, прежде всего, такие возможности, как принятие общей цели, включение в совместное планирование, организацию взаимодействия в процессе деятельности, обсуждение полученных результатов, взаимопонимание и т.д. В целом, речь идет о сотрудничестве ребенка и взрослого.

К познавательному общению дети прибегают чаще в случае потребности обсудить со взрослыми широкий круг вопросов (о прошлом и будущем, о звездах и планетах, странах и континентах, технике, природе и

т.д.). Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание.

Любознательность детей можно заглушить, пробудить гораздо сложнее. Результатами внимания родителей к этой форме общения станут познавательный интерес и познавательная активность ребенка, без которых школьное обучение не может быть успешным.

Содержание личностного общения составляет обсуждение тем, связанных с человеком, с его эмоциональным, нравственным миром. Взрослый в таком общении - носитель ценного социального опыта, дети обсуждают с ним поступки людей и правила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях. В процессе общения ребенок стремится достичь взаимопонимания со взрослым.

Специально подчеркнем: неготовность ребенка принять взрослого в роли учителя создает особые трудности как в адаптации к школе, так и в формировании учебной деятельности.

Однако часто ли мы, взрослые, родители, вступая в отношения сотрудничества с ребенком, проявляем доверие и уважение к нему? Не бойтесь обратиться к ребенку за помощью и советом, полезно иногда принять на себя роль недостаточно осведомленного, преднамеренно совершить ошибку, чтобы ребенок заметил и исправил ее. Поверьте, что доверие к Вам укрепится, а в самом ребенке пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

Необходимо всемерно разнообразить практику общения ребенка с окружающими. Это касается и общения ребенка со сверстниками, а также младшими и старшими детьми, выделяя те умения общения, которые при этом формируются.

1. Что свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?

Центральным новообразованием старшего дошкольного возраста, сви- детельствующим о становлении личностной готовности ребенка к решению задач школьного обучения, является формирующаяся субъектная позиция в деятельности, общении и познании. Она характеризуется новыми достижениями и возможностями старшего дошкольника самостоятельно решать широкий круг доступных познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач в детской деятельности, развитием познавательных мотивов и положительных личностных социальных ожиданий, связанных с новой школьной позицией.

Степень готовности к обучению в школе определяется возможностями будущего школьника решать адекватные возрасту задачи детской

деятельности, общения и познания разной сложности:

на уровне простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивная самостоятельность);

на уровне самостоятельного переноса аналогичного решения в другие условия (операторная самостоятельность);

на уровне самостоятельного внесения отдельных новых элементов в решение задач (инициативная самостоятельность);

на уровне творческого подхода к решению (творческая самосто- ятельность).

Высокий уровень готовности к школьному обучению определяется умением ребенка самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника.

Таким образом, какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовки к школе?

В результате подготовки к школе в развитии ребенка происходят сле- дующие важные изменения.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотно- шение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Идет смена молочных зубов на постоянные. Повышается интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка. Эти позитивные изменения являются маркерами биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

Успехов Вам и Вашим детям в подготовке к школе!

12.02.2024 09:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!