СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО в 30ые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации Муниципального района Шаранский район

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

(из опыта работы)

Учитель истории и обществознания

МОУ “СОШ с. Мичуринск”

Гареева Д.М.

2016 г.

Тема урока:

Государство и общество в 30-е годы: Формирование тоталитарной системы.

Урок с элементами лабораторной работы.

Эпиграфы к уроку:

Мы живем, под собою не чуя страны.

О. Мандельштам.

Каждый поступок противодействия власти требовал мужества, несоразмерного с величиной поступка.

A. И. Солженицын.

План урока:

1. Кого защищал советский закон

2.Массовы репрессии 30-х годов.

3.Оппозиция сталинизму.

4. Культ личности как новая религия.

Опережающие задания:

1. Подготовить сообщение на темы: «Платформа Сырцова».

«Платформа Рютина», « История моей семьи в истории нашей страны» (сообщение о репрессированных родственниках). 2.Сообщение « По страницам СМИ-газет 30-х годов.

З.Для рассмотрения вопроса «Политические процессы 30-х годов».класс делится на три группы (в зависимости от количества учащихся в классе) и изучают историю одного из судебных процессов по следующему плану:

1.В чем обвиняли подсудимых?

2.Как была доказана их вина?

3. Какие приговоры были вынесены?

4. Какую политическую цель преследовало государство, организуя эти процессы?

1. ”Дело антисоветского пратроцкистского блока”

2. “Антипартийная контрреволюционная группа правых и других». (Бухаринская школа)

З. ”Дело военных”.

Вводное слово учителя.

Характеризуя государство, сформировавшееся на рубеже 20-30-х годов историки называют его тоталитарным (слово тоталитарный означает «всеобщий, всеобъемлющий»). Автором понятия « тоталитарное государство» принято считать Бенито Муссолини, который выступал за абсолютное всесилие государства: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Уже в 50-х годах политологи определили основные признаки тоталитаризма, которые представлены на схеме (схема 1). Задача урока – доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30-е годы действительно являлась тоталитарным, и узнать, как складывались судьбы людей при данном режиме.

Схема I. Признаки тоталитарного государства.

Признаки тоталитарного государства.

Власть принадлежит единственной массовой партии стоящей над государственными органами или сращиваемой с ними.

Контроль над средствами массовой информации.

Общеобязательная государ­ственная идеология

Централизованное руководство экономикой государства, государ­ственной собственности.

Репрессии как неотъемлемое средство политики.

«Монополии на оружие» на управ­ление вооруженными силами.

Ход урока

1. Кого защищал советский закон?

5 декабря 1936 года была принята Конституция СССР — «Конституция победившего социализма». Она провозглашала существование в ССС двух дружественных классов - рабочего класса и колхозного крестьянства и социалистической интеллигенции.

В Конституции было всего 146 статей. Впервые и только один раз партия упоминается в ст. 126-й как «ядро общественных организаций», т.е. никакой “руководящей роли партии”.

Конституция гарантировала гражданам в соответствии со ст. 127 неприкосновенность личности; в соответствии со ст. 125 свободу слова, свободу печати, собрании и митингов, свободу уличных шествий и демонстрация; в соответствии со ст. 126 право объединения в общественные организации, которые по ст.141 могли выставлять кандидатов в депутаты на выборах Советов всех уровней. Сталин в 1936 г. во всеуслышание заявил, что выборы должны быть альтернативными. И ст. 134 провозглашала всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Советские люди могли гордиться завоеваниями Октября. Ее демократические достоинства отметил весь мир. Но для того, чтобы оценка правовой ситуации в стране была объективной, необходимо познакомиться с другими законами.

(Далее организуется работа с I рабочим листом.)

Задание: Проанализируйте экономическую, идеологическую и политическую направленность советского законодательства. Дайте оценку правовой ситуации в стране.

Итак, кого же защищает советское государство?

Л.М. Каганович в Институте советского строительства и права (1929 г.) выступал с докладом. Он говорил: У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент».

(С 1931 года появилась пьеса Л. Афиногенова « Страх». Ее название отражало то чувство, которое было общим для млн. советских людей. Один из персонажей пьесы, профессор Бородин и говорил о жизни общества: «30 %. живут под вечным страхом окрика потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток, партработник боится обвинения в уклоне, научный работник

боится обвинения в идеализме, работник техники - обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха.»

И как бы парировал эту реплику Сталин в интервью немецкому писателю Э. Людвику (1931г.) «Имеется некоторая небольшая часть населения, которая действительно боится. Советская власть и борется с ней. Но тут речь идет не только о политике устрашения этих групп, которая действительно существует. Всем известно, что мы, большевики, не ограничиваемся здесь устрашением а идем дальше, ведя дело к ликвидации этой буржуазной прослойки».

ВОПРОС:» Почему «великий страх» - неотъемлемая часть тоталитарного общества?

Итак в тоталитарном государстве под неусыпный контроль власти подпадают не только все сферы жизни общества, но и внутренний мир человека.

2. Массовые репрессии 30-х годов.

Давайте подведем итоги групповой работы. 1.В чем обвиняли подсудимых? 2.Как была доказана их вина? З.,Какие приговоры были вынесены? 4.Какую политическую цель преследовало государство, организуя эти процессы?

А теперь давайте поработаем со вторым рабочим листом.

«О количестве репрессированных- осужденных по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940 г.»

Страшная статистика- бесстрастные цифры осужденных и приговоренных к смертной казни. За каждой цифрой - горе семьи, трагедия семьи. И все это из-за борьбы за власть.

«Промпартия», «Шахтерское дело», вредители - термины которые вскоре сменятся термином еще покруче - «враг народа». Кого судили? Осуждали и приговаривали- инженеров, техников, рабочих, крестьян.

Фракционная борьба в партии, мы об этом уже говорили, началась еще в 1923г. ввиду скорой кончины Ленина и с тех пор не стихала вплоть до зловещего 37-го. И всякий раз победившая фракция вычищала представителей других фракций. Это были выборочные репрессии, точечные.

Было две волны репрессии с конца 20-х до 37 года. Первая волна - она связана с Бухариным (которого иногда представляли как страдальца, «агнца Божьего, но в итоге его расстреляли) Пятницким. Именно они контролировали в Политбюро деятельность ОГПУ и давали санкции на арест, их подписи стоят под расстрельными приговорами тех лет. Вторая волна - с 37 года. Это были уже сталинские репрессии.

См. газету “Комсомольская, Правда” ст. «Жупел Сталина» о репрессиях. Итак, террор был всеобщим. Последствия его таковы:

-Репрессии «оформленные» как уголовные наказания за мнимые, несуществующие преступления или проступки, несоразмерные наказаниям, стали главным методом функционирования «подсистемы страха» в рамках общей сталинской власти. Функции государства сосредоточились в руках одного человека. Он подчинил своей власти все политические и социальные структуры. Террор обеспечивал систему внеэкономического принуждения. Было создано общество «которое принимало слова вождя за реальность и отвергало реальность живя в ней.

-Народные массы как «винтики», деиндивидуализация личности. Трагедия многомиллионных людских потерь вызванных в 30-40-е годы репрессиями и искусственным голодом, усугубляются их бессмысленностью, бесполезностью, прямым вредом для экономического развития страны и укрепления ее обороноспоспособности.

-Жертвой репрессии был весь наш народ, если рассматривать весь спектр влияния и развития, начиная от трагедий, пережитых родными и близкими репрессированных, и кончая последним - духовным кризисом общества.

Есть версия, если бы к власти в начале 30-х голов пришли лидеры, горевшие желанием совершить мировую революцию, такие как радикально-левые Троцкий, Зиновьев или даже Бухарин, то они, бесспорно, втянули бы СССР в еще более страшный, кровопролитный конфликт с капиталистическими странами.

Сообщение «История семьи е истории нашей страны».

З. Оппозиция сталинизму.

При обсуждении проблемы репрессии сталинизма всегда встает вопрос о нравственном выборе людей, жившие в те годы, об отсутствии активного сопротивления происходящему:

«…если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим поркам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, с молотками, с кочергами с чем придется. Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибется, хрястнув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофером оставшийся на улице, - угнать его либо проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава но, несмотря на жажду Сталина - остановилась бы проклятая машина!

\Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ\

ВОПРОС: «Как вы думаете, остановилась ли проклятая машина?

Сообщение учащихся о «Платформе Сырцова» и «Платформе Рютина».

Наиболее ярко противостояние режиму проявилось в духовной сфере и, прежде всего в творчестве писателей. В конце 30-х существовала «антирспреесивная» художественная литература, Возможность опубликовать книгу или пьесу появилась в связи с некоторым ослаблением репрессии в1938 году, когда произошла очередная смена руководства НКВД, снова «вконец деградировавшего при исполнении своих политических обязанностей», Сталин избрал очередным виновником «нарушений социалистической законности.

Была проведена чистка в органах НКВД, некоторые заключенные были освобождены, а литературные произведения этой горы должны были показать, как добро побеждает зло и справедливость торжествует. Например, замаскировавшиеся враги обвиняют честного члена партии, в антипартийных поступках, его исключают из партии, но все кончается хорошо. Враги наказаны, а герою вновь вручают партбилет. (Пьеса Войтелова и Ленча «Павел Греков).

Но не все писатели придерживались ходульно - пропатндистских рамок сюжета, несмотря на то, что в случае выхода книги или постановке пьесы их осуждали, обвиняя в клевете.

И, наконец, продолжала существовать подпольная литература — скрытая от чужих глаз проза. Например, повесть «Софья Петровна» написанная Л. Чуковской, запрещенные, даже не записанные стихи“Regiem” Анны Ахматовой 1935-40 г. [См. А. Ахматова Стихотворения. Поэмы. М. 2002 г. стр.269]

Сообщение ученика.

Вывод по 3 вопросу. В обществе с извращенными принципами отношений между людьми создается наилучшая почва для возникновения тоталитарного режима, антигуманного по своей сути, а формирование этого режима способствует дальнейшей деформации нравственных норм и ценностей. Конкретная форма политического режима периода культа личности была обусловлена сочетанием как объективных:

  • наличие однопартийной системы пропитанной бюрократическим централизмом;
  • отсутствие демократических традиции;
  • известные царистские настроения широких масс;
  • слабый уровень развития культуры; так и субъективных факторов.

При этом социальный заказ на фигуру типа Сталина, конечно же, имелся. Но сама эта личность представляется мне далеко не из ряда посредственностей.

4. Культ личности, как новая религия.

Сообщение ученика: “Листая газеты и журналы 30-х годов”.

Вся страна была начинена его статуями и портретами (как у фараонов). Земной бог. Ведь культ личности создавал сам народ, Сталинское окружение\ письмо Нины Шевцовой, стр. 229

1 гр. Кто был лично предан вождю и полностью разделял его взгляды (Молотов, Коганович, Ворошилов) Именно они начали создавать образ Великого Вождя, Учителя. Эта группа не отличалась особыми личными способностями, яркими чертами индивидуальности.

2 гр. Те, кто не рассуждая, беспрекословно подчинялся вождю (Калинин, Микоян)

Характерно, что этих, своих соратников Сталин неоднократно испытывал на прочность, подвергая репрессиям их близких и, тем не менее, они продолжали преданно и истово служить.

3 гр. Те, кто оказался в окружении Сталина в начале 30-х годов. Большинство этих деятелей можно назвать, в первую очередь карьеристами. Они очень хорошо знали цену своего хождения и готовы были выполнить любой приказ Сталина. [Жданов, Ежов, Верин]

И естественно к репрессиям были причастны все, входящие в ближний круг Сталина.

Для сложившегося культа личности характерно 2 составляющие: специфический менталитет и харизматическое лидерство.

Работа над таблицей и вопросы.

Итак задачей урока была доказать или опровергнуть, является ли советское общество тоталитарным. Как вы на это ответите?

Домашнее задание: п.31,Гений или вампир? Опрос населения сегодня. Диаграмма.

02.02.2020 09:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!