СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Город Луганск

Нажмите, чтобы узнать подробности

Луганск расположен в центральной части Республики, окружен и граничит со следующими районами ЛНР: с северо-востока и востока – со Станично-Луганским, с юго-востока – с Краснодонским, с юго-запада – с Лутугинским, с запада и северо-запада – со Славяносербским районами ЛНР. При этом ряд территорий, входящих в состав Луганского городского совета, находятся за пределами городской черты - это город Счастье, расположенный севернее Луганска на левом берегу реки Северский Донец, окружен территориями Новойадарского и Станично-Луганского районов ЛНР, а поселок городского типа Юбилейное и поселок Дзержинское, расположенные западнее Луганска, окружены территориями Лутугинского районного совета ЛНР. Город расположен в месте слияния рек Лугань и Ольховая.

Расстояние от г. Луганска до г. Донецка на юго-запад по автотрассе – 157 км, до г. Ростова-на-Дону на юг – 207 км, на восток до г. Волгограда – 462 км, а на север до г. Воронежа – 536 км.

Луганск – крупный железнодорожный узел Донецкой железной дороги, которая проходит в городской черте по направлениям: запад – восток – юг. В городе расположены две железнодорожные станции и пассажирский вокзал. Через республику также проходят три автомагистрали федерального значения: Р-150, соединяющая Белгород, Луганск и Донецк, Р-260 Волгоград – Каменск-Шахтинский, которая будет продлена до Луганска и А-258, которая соединит трассу М-4 «Дон» с Луганском. Международный аэропорт «Луганск» частично разрушен, закрыт и требует восстановления.

Площадь города – 277,47 км2, численность населения ориентировочно 434 тысячи человек.

Согласно части 2 статьи 49 Конституции Луганской Народной Республики город Луганск является ее столицей.

В соответствии с Законом ЛНР от 14.03.2023 г. № 427-III «Об административно-территориальном устройстве Луганской Народной Республики» Луганск является городом республиканского значения и в его состав помимо самого Луганска входят города Александровск и Счастье, поселок городского типа Юбилейное, а также поселки Дзержинское и Тепличное. Кроме того, Луганск – единственный город республиканского значения ЛНР, включающий внутригородские районы: Артемовский, Жовтневый, Каменнобродский и Ленинский.

Город расположен в лесостепной климатической зоне. Климат этой местности резко-континентальный с жарким, засушливым летом и сравнительно недолгой холодной зимой с неустойчивым снежным покровом. Весна и осень - относительно прохладные, с высокой влажностью. Местность здесь равнинная с более возвышенной левобережной частью Лугани, где расположен Каменнобродский район города - основная промышленная зона Луганска и исторические рабочие кварталы.

Луганск сравнительно молодой город, основанный в 1795 году. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что территорию современного Луганска люди начали осваивать ещё в каменном веке. Следы этих древних поселений были обнаружены на берегу Северского Донца в районе Красного Яра и Весёлой Горы, что недалеко от Луганска. Здесь были найдены каменные орудия труда, а также останки древних животных, на которых охотились люди той эпохи - шерстистого носорога, дикой лошади и мамонта. Кроме того, исследователи установили, что в конце каменного века (VI—III тыс. лет до н.э.) люди освоили земледелие и скотоводство, научились использовать глину для различных полезных изделий, что подтверждается артефактами, найденными на месте стоянок древних людей в районе г. Счастье, а также Весёлой Горы на берегу Северского Донца. С началом новой эры эту территорию попеременно заселяли кочевые скотоводческие племена скифов, затем сарматов, хазары, печенеги, половцы и другие тюркские племена. После опустошительного нашествия татаро-монголов эта территория на несколько столетий обезлюдила, превратившись в дикую степь (Дикое поле), по которой проходили дороги (шляхи), удобные для набегов кочевников на Российское государство. Однако уже в XVI веке в степь, ради избавления от непосильного гнета своих хозяев, начали бежать крепостные крестьяне, постепенно осваивая и заселяя эту местность.

В процессе продвижения Российского государства на юг, углубления и расширения его территории, границы страны были передвинуты в Луганские степи, а с ними и пограничные сторожевые посты донских казаков вместе семьями селившиеся вокруг постов, образуя вначале зимовники, затем хутора и слободы. Важным фактором быстрого освоения земель Луганщины явился указ Императрицы Елизаветы Петровны, повелевшей в середине XVIII века разместиться здесь - между Бахмутом и станицей Луганской двум сербским гусарским полкам для защиты рубежей государства. Этот район получил название Славяносербией и даже некоторую национальную автономию. Одновременно с этим, к богатым землям края открыли доступ для иностранцев-иммигрантов, начали целенаправленно переселять сюда казенных крестьян из различных уголков России. Первые известные населенные пункты непосредственно на территории современного Луганска упоминаются в документальных источниках как раз Елизаветинской эпохи – это казацкое поселение Каменный Брод, и смежное Вергунка, возникшие на высоком левом берегу реки Лугань (сейчас это Каменнобродский район Луганска), склоны которого сложены из крепкого известняка, послужившего строительным материалом и для возведения переправы через реку, и для сооружения городка.

Официальной датой основания города принято считать ноябрь 1795 года, когда Российская Императрица Екатерина Вторая издала Указ о строительстве на реке Лугань у села Каменный Брод Луганского чугуноли­тейного завода. Вокруг завода ускоренными темпами началось жилищное строительство (вначале землянки, затем казармы и бараки) для расселения пребывающей сюда рабочей силы. Прибывали также для работы многочисленные специалисты и мастеровые Липецкого, Олонецкого, Херсонского металлургических заводов, Александровского оружейного завода, строители – преимущественно из Ярославля. При этом инженерный и административный персонал представляли иностранцы, прежде всего, англичане, нанятые руководителем завода Карлом Гаскойном. В 1797 году поселок получил название Луганский завод, а к в 1800 году началась выплавка чугуна, при производстве которого впервые в России использовался коксующийся уголь. Завод снабжал пушками и снарядами Черноморский флот, луганские пушки были участни­цами Бородинского сражения, обороны Севастополя в ходе Крымской войны и других исторических событий.

Рабочий поселок быстро разрастался, появились каменные двухэтажные многоквартирные дома, первые этажи которых были отданы под организацию бытовых услуг. Состав рабочих и служащих Луганского завода был интернациональным, что отразилось и на обычаях самого посёлка. Первая улица Луганска получила название Английская (теперь это В.И. Даля), так как здесь жили иностранные специалисты, работавшие на заводе. Именно на этой улице в семье заводского врача родился выдающийся этнограф, составитель Толкового словаря русского языка Владимир Иванович Даль, который в память о родных краях взял себе литературный псевдоним Казак Луганский. Сейчас в доме, где он родился, расположен музей его имени. Немного позже появились улицы Успенская, Садовая, Банковая, Петербургская (сейчас это улица Ленина), Казанская – ныне центральные улицы города. К 1806 году население поселка насчитывало более 7 800 человек.

В 1874 году к заводу подводится железная дорога, соединившая поселок с узловой железнодорожной станцией Дебальцево, что повлекло дальнейшее промышленное развитие города. Уже к концу XIX века Луганск связывали с центральными районами России две железнодорожные ветки: Луганск - Дебальцево и Луганск - Миллерово. В 1896 году под руководством немецкого промышленника Густава Гартмана в Луганске начинается строительство крупнейшего паровозостроительного завода, который в 1900 году был запущен и произвёл свой первый товарный паровоз. Им же был построен Луганский казенный патронный завод.

По указу Императора Александра ІІІ 3 сентября 1882 года Луганский Завод с прилегающим к нему Каменным Бродом получает статус уездного города и одновременно свое современное название Луганск. Была образована Го­родская дума, которая разместилась в одном из лучших зданий города на улице Казанской (теперь здесь Городской музей истории и культуры города Луганск), действовал Городской голова. В это время в городе открываются банки, библиотеки, кинематограф, музеи, театры, парки, земские школы и больница, действовало более 10-ти культовых сооружений (в наше время из них сохранился только Петропавловский кафедральный собор, возведенный еще в XVII-XVIII вв.) В 1887 году численность населения города составила более 20 тысяч человек. В 1903 году Луганску на правах уездного города в составе Славяносербского уезда Екатеринославской губернии был пожалован герб. В начале XX века в городе функционировало 56 предприятий, в числе которых 16 промышленных фабрик и заводов, телеграф, была открыта телефонная станция.

В период Первой мировой войны Луганск снабжал фронт оружием, боеприпасами, железнодорожными составами. После революции власть в городе поочередно меняется между противоборствующими силами. В начале 1918 года здесь устанавливается Советская власть, в апреле этого года сюда временно из Харькова переносится столица Донецко-Криворожской Советской Республики, созданной на территории Слобожанщины, Донбасса и частично Ростовщины, в составе РСФСР. Однако, не выдержав натиска гетманских и германских вооруженных сил, большевики временно покинули Луганщину, предприняв легендарный Ворошиловский переход, чтобы вернуться сюда окончательно в декабре 1919 года. Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Луганск оказался в составе советской Украины. Наряду со многими положительными фактами советской истории Луганщины, следует отметить и наличие негативных моментов, главный из которых - насильственная украинизация исконно русскоязычных территорий, в том числе города Луганска.

Город, пережив потрясения Гражданской войны, достаточно быстро восстановился и наладил народное хозяйство. Особенно разительные преобразования в Луганске отмечаются в годы первых пятилеток, когда проводилась всесоюзная промышленная революция – индустриализация всей страны. Именно тогда город начал приобретать современный облик – велось интенсивное жилищное строительство, возводились необходимые для жизни социально-культурные объекты, особенно учебные и медицинские учреждения, открывались новые промышленные предприятия и реконструировались существующие. Так, в 1927 году согласно планам развития тяжелой индустрии в Луганске началась коренная реконструкция паравозостроительного завода «Октябрьская революция». Эти мероприятия, объявленными всесоюзными, получили название «Луганскстрой». Одновременно велось активное жилищное и социальное строительство и, фактически, был построен новый район города. С 1931 г. по 1934 г. численность населения Луганска выросла с 80 тысяч до 211 тысяч человек. В 1934 году в городе открыто трамвайное движение. С 1935 года на предприятиях города активно разворачивалось стахановское движение. В 1925 году за мужество и самоотверженность Луганск был награжден Орденом Красного Знамени.

С 1920 по 1925 годы Луганск входил в состав Донецкой губернии, в том числе некоторое время являлся губернским центром. В 1935 году город Луганск переименовали в Ворошиловград, а 3 июня 1938 года город становится областным центром новообразованной Ворошиловградской области.

В годы Великой Отечественной войны Луганск, как и все промышленные города Советского Союза, мобилизовался и работал для фронта и Победы. К октябрю 1941 года, когда немецко-фашистские войска прорвались к Донбассу, оборудование предприятий промышленного комплекса Луганска было эвакуировано за Урал. С этого же времени началась восьмимесячная оборона Донбасса, в которой принимали непосредственное участие жители района. Еще в августе 1941 года была сформирована 395-ая Шахтерская Гвардейская Краснознаменная Таманская дивизия, прошедшая боевой путь от Миуса до Берлина. 17 июля 1942 года вражеские войска захватили город и удерживали его в оккупации до освобождения 14 февраля 1943 года войсками 3-ей гвардейской армии Юго-Западного фронта во взаимодействии с 17-ой воздушной армией Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской наступательной операции. Более 280-ти жителям Луганщины Родина присвоила высокое звание Герой Советского Союза. Их имена увековечены на мемориальных табличках Пилона Славы в центре города Луганск.

Послевоен­ные годы прошли в тяжелых трудах восстановления разрушенного города и народного хозяйства, с дальнейшим переходом к интенсивному промышленному развитию и экономическому росту, а также значительному улучшению благосостояния жителей Луганска. Уже к 1956 году численность населения города превысила 250 тысяч жителей. В 1958 году Ворошиловграду возвращается его первоначальное имя – Луганск (область также была переименована в Луганскую), однако в 1969 году после смерти К.Е. Ворошилова город и область вновь приобретают его имя. Особо высокими темпами город развивался с 1961 по 1973 годы. Жители Луганщины теплыми словами вспоминают руководителя области Владимира Васильевича Шевченко. Именно в этот период в городе появляются современные авто, и железнодорожный вокзалы, аэропорт, цирк и большое количество спортивных и иных социальных объектов.

В 70-80-е годы XX века Луганск становится крупным областным ин­дустриально-промышленным центром Советского Союза. В городе работало более 80-ти крупных промышленных предприятий станкостроительной и машиностроительной отраслей, легкой и пищевой промышленности, производились тепловозы, трубы, автоклапаны, коленчатые валы, шахтное и углеобогатительное оборудование и многое другое. В городе велось комплексное жилищно-гражданское строительство. Жилая площадь по сравнению с 1950-и годами увеличилась почти в пять раз. Более 60 % жителей города заселились в новые благоустроенные жилые помещения. В 70-е годы численность населения города составляла более 460 тысяч человек. Строительство в городе велось крупными жилищными массивами, в том числе на ранее нежилых территориях городского совета. Комплекс многоэтажных административных и жилых зданий появился в Луганске в центральной части и, таким образом, был создан уникальный ансамбль городских зданий. К 1971 году была реконструирована улица Советская - главная транспортная артерия города с двумя десятикилометровыми полосами движениями, разделенными зеленым газоном, были созданы современные трамвайно-троллейбусный и автобусный парки, окончательно решившие транспортную проблему города. Многое сделано по благоустройству города, развитию коммунального хозяйства. В 1970-е годы были созданы все условия для получения молодежью специального образования. В городе функционировало 11 среднетехнических учебных заведений, в которых обучалось 14,5 тысяч учащихся, 5 вузов, где обучалось 26 тысяч студентов.

В 1980-е годы продолжилось интенсивное развитие городского хозяйства. В центре города открыты музеи и установлены памятники К.Е. Ворошилову, В.И. Далю, обелиск в память героев Великой Отечественной Войны. Активно застраивались городские окраины. Особое внимание было уделено здравоохранению – построен новый городок областной больницы и на его территории областная поликлиника, рядом новые корпуса медицинского института, а в центре города открылась детская областная больница. Большое внимание уделялось развитию физкультуры и спорта. В 80-е годы на крупнейшем предприятии города Ворошиловградском тепловозостроительном заводе им. Октябрьской Революции был выпущен юбилейный 40-тысячный локомотив. Предприятия города экспортировали выпускаемую продукцию в более чем пятьдесят зарубежных стран.

В 1990 году городу было возвращено наименование Луганск, а область вновь стала Луганской. Численность населения города к этому времени достигла 524 тысяч человек. Так рос и развивался город вплоть до 1991 года.

Категория: Внеурочка
11.02.2024 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!