СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как определить спряжение глагола.

Поставь глагол в неопределенной форме

Оканчивается на -ить

Да нет

2 спряжение Относится к 7 глаголам на –ить и 4 глагола на -ать

Да нет

2 спряжение 1 спряжение

Смотреть болеть

Видеть знать

Ненавидеть бороться…

Зависеть

Терпеть

Обидеть

Вертеть

Гнать

Держать

Дышать

Слышать

Глагол

Действие обозначает часть речи отвечает что делать?

предмета что сделать?

имеет вр.

сов.вид несов.вид. сказ.

Прош.вр

Наст.вр. что сделать? что делать? Ученик пишет.

буд.вр.

имеет 2 спр.

измен. по

в пр.вр. в наст. вр.

1 спр. 2 спр.

родам и числам лицам и числам

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем - им

-ете -ите

-ут (-ют) –ат (-ят)

Глагол

Действие обозначает часть речи отвечает что делать?

предмета что сделать?

имеет вр.

сов.вид несов.вид. сказ.

Прош.вр

Наст.вр. что сделать? что делать? Ученик пишет.

буд.вр.

имеет 2 спр.

измен. по

в пр.вр. в наст. вр.

1 спр. 2 спр.

родам и числам лицам и числам

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем - им

-ете -ите

-ут (-ют) –ат (-ят)

Тема урока «Глагол как часть речи»

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме.

Задачи:

- повторить морфологические признаки глагола;

- научить учащихся правильно выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением;

- развивать логическое мышление. память, умение делать выводы.

- воспитывать любовь к русскому языку

Тип урока: повторительно- обобщающий

Методы обучения: выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа по опорным конспектам, работа с книгой.

Оборудование: презентация по теме, опорные конспекты, учебник.

Ход урока

I.Орг. Момент.

iI. Проверка домашнего задания

Как называется раздел русского языка, в котором изучаются части речи?

На какие две группы делятся все части речи?

Назовите самостоятельные и служебные части речи.

Дайте определение имени сущ-го, прилагат.,числит-го, местоимения.

III.Сообщение темы и цели урока (слайд 1-3)

IV. Повторение и обобщение знаний по теме.

1) Чтение текста

Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие". Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащие, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений. Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: "Да на вас лица нет!" - Дайте определение глагола. - Как изменяются глаголы? - Какие три времени есть у этой части речи? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Приведите примеры безличных глаголов.

2.Морфологические признаки глагола. (слайд 4)

Стихотворение З.Гиппиус "Есть речи.".)

Есть речи.

У каждого свои волшебные слова. Они как будто ничего не значат. Но встретятся, скользнут, мелькнут едва - И сердце засмеется и заплачет.

Я повторять их не люблю; я берегу Их от себя, нарочно забывая. Они мне встретятся на новом берегу: Они написаны на двери Рая.

(Выписываем глаголы и определяются морфологические признаки))

Назовите морфологические признаки глагола.

1. Вид: (слайд 5)

а) совершенный - б) несовершенный

2. Категория переходности - непереходности: (слайд 6)

а) переходные глаголы б) непереходные глаголы

3. Категория возвратности: (слайд 7)

а) возвратные глаголы б) невозвратные глаголы 1

4. Наклонение: (слайд 8)

а) изъявительное

б) повелительное –

в) условное –

5. Время: (слайд 9)

а) прошедшее б) настоящее в) будущее инфинитив

6. Лицо, число

7. Спряжение: (слайд 10)

Сколько спряжений имеет глагол?

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (проспрягать глагол 1 и 2 спряжения)

Выпишите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. (слайд 11)

Чем они отличаются? слайд 12)

Разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются? (слайд 13)

- Знания об отнесенности глагола к 1-му или 2-му спряжению позволяют верно писать окончания глаголов. Как определить спряжение глагола? (работа по опорной карточке) (слайд 14)

Выполнение упр. 200 (на доске)

Самостоятельная работа (слайд 15)

Творческая работа.(поставьте глаголы в форме наст. Времени, опред. Спряжение))

Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскалённой свинцовой пылью. (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. А во ржи дорога (стелиться).И ласточки крыльями (махать), и (топиться) чья – нибудь печь.

vИтог урока.

Что называется спряжением?

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

.Как определить спряжение глагола?

Д/з Упр.170

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ГЛАГОЛ"

1. Глагол – это____________________________________________________

2. Спряжение – это________________________________________________

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос____________________

4. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:

а. (не)навидеть

б. (не)добиться

в. (не)годовать

г. (не)волить

д. (не)бояться

е. (не)лаять

ж. (не)лишать

5. Распредели глаголы по двум колонкам:

Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться, дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть.

1 спряжение 2 спряжение

6. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

а. Спешишь, не спеши, сходи-ка

б. Не уходи, сходил бы, уйди

в. Варю, буду варить, сварила

7. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:

а. Ждал, опаздывал, нес

б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

а. Соб_рание, подп_реть, зат_реть

б. Зат_рать, соб_рать, уп_раться

в. Заж_гать, сд_ру, зам_рание

9. В каком ряду на месте пропусков пишется И?

а. Не подума_шь, не посмотр_шь, не побор_шь

б. Пил_шь, вид_те, жар_шь

в. Он се_т, не пиш_шь, не вид_т

10. Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные:

а. Желтеет, смеются, рисуется

б. Смеяться, отвлечься, сморщиться

в. Угодить, прозевали, отойди

11. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните глаголы, определите спряжение.

Птица-жонглер. На лугах вбл…зи л…сных опуш…к ход…т, в такт ш…гам покачивая головой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую тр…ву под камн…: ищ… т нас…комых. А найдет - не глота… т: подброс… т жука (в)верх и лов… т открытым ртом. Клюв удода длинный а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож… т Вот и приходи(тся ),(ться) удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.

12. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы.

Ветер на мор… гуля…т

И к…рабл…к подгоня…т;

Он б…жит с…бе в волнах

На р…здутых п…русах.

(А. Пушкин.)

Тест по теме: «Первое и второе спряжение глаголов» 1. Спряжение глаголов это:

  1. изменение окончаний глаголов по родам и числам
  2. изменение окончаний глаголов по лицам и числам
  3. изменение окончаний глаголов по числам и временам
  4. изменение окончаний глаголов по временам и лицам

2. Выбери слово, обозначающее глагол 1-го спряжения:

  1. бегаешь
  2. верит
  3. следите
  4. чистим

3. Выберите слово, обозначающее глаголы 2-го спряжения:

  1. наступает
  2. летают
  3. замолкнешь
  4. долбишь

4. Выберите слово, в котором допущена ошибка:

  1. считаишь
  2. зябнешь
  3. выводят
  4. кидаем

5. Выберите слово, которое обозначает глагол-исключение:

  1. слышать
  2. писать
  3. возить
  4. сидеть

6. Выберите глагол с буквой «И» в окончании:

  1. налов…т
  2. побре…т
  3. заболе…т
  4. поигра…т

7. Выберите глагол с буквой «Е» в окончании:

  1. дыш…т
  2. встреча…шь
  3. увелич…т
  4. вид…м

8. Выберите ряд, в котором во всех словах пропущена буква «Е»:

  1. обраду…шь, стро…те
  2. услыш…м, рису.шь
  3. се…м, заработа…те
  4. покорм…шь, урон…т

9. Выберите ряд, в котором во всех словах пропущена буква «И»:

  1. сдела…шь, блуд…шь
  2. держ…те, растоп…т
  3. тащ…м, пролета…м
  4. замерза.м, помога…шь

10. Выберите предложение, сказуемое которого выражено глаголом 2-го спряжения:

  1. Многие люди собираются летом на юг.
  2. Ты играешь в прятки?
  3. Вы поедете в Москву на поезде.
  4. Мы посадим малину на даче.

11. Выберите предложение, сказуемое которого выражено глаголом 1-го спряжения:

  1. Дети поют песню о Родине.
  2. Мы варим суп.
  3. Ты любишь свою школу?
  4. Туристы слышат пение соловья.

12. Признаками 1-го спряжение являются буквы (в окончаниях глагола)

  1. е (ё), у, ю
  2. и, а, я
  3. е (ё), а, я
  4. и, у, ю

13. Признаками 1-го спряжение являются буквы (в окончаниях глагола)

  1. е (ё), а, я
  2. и, а, я
  3. е (ё), у, ю
  4. и, у, ю
Категория: Русский язык
28.12.2015 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!