СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гимнастика,как часть физической культуры.Роль подводящих упражнений в учебном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гимнастика является неотъемлемой частью физической культуры и спорта в России.

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности и медицинской группы здоровья.

Гимнастика – это один из наиболее популярных видов спорта.В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях.

Таким образом целью моего выступления является: «Раскрытие доступности гимнастических упражнений для использования их всеми учащимися, с учётом медицинских групп здоровья, пола, уровня физической подготовленности, благодаря использованию большого многообразия подводящих упражнений, в обучении сложно координационным гимнастическим элементам»

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать её оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения разделом гимнастика.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их чётко, доходчиво и эмоционально.

Для того, чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать её содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно- тренировочном и воспитательном процессе.

Всё это накладывает огромную ответственность на педагогов физического воспитания и порой отсутствие полномерных, специальных знаний о методике преподавания гимнастике в школе заставляют учителя избегать изучения сложно координационных гимнастических упражнений на акробатической дорожке, таких как, кувырки вперёд и назад, опорном прыжки, гимнастическом бревне. Так как выполнение упражнений на этих снарядах чаще всего вызывают страх у учеников, что приводит как правило к травматизму. Поэтому в целях снижения травматизма освоение школьной программы по разделу гимнастика во многих школах сведена к минимуму, а это в конечном счёте, приводит к утрате интереса к занятиям физкультуры.

Нашей же задачей стало не допустить снижения интереса к занятиям физической культуры, а наоборот повысить интерес и сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой за счёт владения методикой преподавания, многообразием подготовительных и подводящих упражнений, дающим возможность ученикам постепенно овладеть техникой изучаемого упражнения. А также использовать при этом индивидуальный подход к учащимся различного пола, возраста, группы здоровья и физической подготовленности, вовлекая в процесс обучения освобождённых учеников, как это было продемонстрировано на конкурсном уроке.

Показатели числа больных детей с отклонениями в здоровье с каждым годом растёт. И это проблема современности. 40 % детей в нашей стране имеют 2 и 3 группу здоровья или пропускают физическую культуру по болезни. Всё чаще встречаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья такими как нарушение зрения, нестабильность шейного отдела позвоночника, избыточный лордоз/кифоз, плоско-вальгусная постановка стоп, проблемы с сердечно-сосудистой системой. Эти заболевания являются ограничением к выполнению многих гимнастических упражнений. И для этих учеников уроки гимнастики становятся ущербными, если учитель не даст упражнения или задания, которые могут равноценно заменить изучаемый элемент, без ущерба для здоровья. Именно здесь важна роль многообразия подводящих упражнений и их доступность для учащихся.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.

При обучении гимнастическим упражнениям применяются методы словесного изложения, наглядной демонстрации, целостного и расчленённого упражнения.

Для разучивания сложно координационных упражнений используется расчленённый метод. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно.

Каждая выделенная часть или фаза по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.

Задача педагога заключается в том, чтобы из множества различных подводящих упражнений и возможных способов их выполнения выбрать такие, с помощью которых будет успешна решена конечная цель по освоению целостного элемента. А также избирательно использовать подводящие упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их медицинских рекомендаций.

Например при разучивании кувырка вперёд можно использовать три варианта исполнения:

  1. Кувырок боком из положения лёжа на спине в группировке на гимнастическом мате. Ученик выполняет переворачивание боком, из положения лёжа на спине в положение сидя на пятках в группировке, а затем снова на спину.

Такое исполнение делают ученики с проблемами шейного отдела, с избыточным весом и те, кому не преодолеть чувство страха.

  1. Кувырок под горку матов. В облегчённых условиях.

Мы даём ученикам альтернативу исполнения элемента в облегчённых условиях с возможностью получить хорошую оценку.

  1. Кувырок на плоской опоре обычным способом.

Для учеников уверенно владеющих техникой исполнения кувырка вперёд.

Таким образом мы используем индивидуальный подход и право выбора учащимися того способа исполнения, которое они выбирают самостоятельно в соответсвии со своими способностями. А это и есть использование современных ФГОС стандартов.

Возвращаясь к теме конкурсного урока Опорный прыжок «Вскок в упор присев, соскок прогнувшись» хочется также уделить важное внимание подбору подводящих упражнений.

Программой физического воспитания учащихся 4-11 классов предусмотрено изучение опорных прыжков. Опорные прыжки являются наиболее сложными упражнениями по разделу «Гимнастика».

Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания. При выполнении прыжковых упражнений воспитываются скоростно-силовые качества, формируются прикладные навыки в преодолении препятствий, решается задача воспитания смелости, решительности, ловкости.

Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть и ловкость. Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания.

Благодаря своему разнообразию и специфичности опорные прыжки вызывают у учащихся большой интерес и эмоциональный подъем.

Опорные прыжки выполняются через козла и коня. Кроме того, их можно выполнять и через «нестандартное» гимнастическое оборудование, например, через горку матов, гимнастическую скамейку, с использованием степ-платформ и гимнастической стенки - как это было продемонстрировано нашими учениками на конкурсном уроке. Такое необычное использование нестандартного оборудования при разучивании опорных прыжков требуют от занимающихся находчивости, ориентировки, умений применять имеющиеся у них навыки в непривычных условиях. Применение такого рода снарядов и прыжков вносит разнообразие в урок, а значит повышает интерес у учащихся к овладению двигательными действиями и уроку в целом.

Для облегчения анализа и изучения основ техники в опорных прыжках различают следующие фазы:

  • < >

    НАСКОК НА МОСТИК

  • ТОЛЧОК НОГАМИ

  • ПОЛЕТ ДО ТОЛЧКА РУКАМИ

  • ТОЛЧОК РУКАМИ

  • ПОЛЕТ ПОСЛЕ ТОЛЧКА РУКАМИ

  • < >

    обучить устойчивому приземлению

  • обучить технике разбега

  • обучить наскоку на мостик

  • обучить толчку ногами о мостик

  • обучить технике полета до толчка руками

    Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.

    ПРИЗЕМЛЕНИЕ

    Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, с амортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо.

    РАЗБЕГ

    Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков требуется большая длина и скорость, чем для боковых прыжков. Длина разбега обычно не превышает 8-12 метров, для выполнения прыжков с бокового разбега 5-6 метров. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.

    НАСКОК НА МОСТИК

    Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик, является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей /толчковой/ ноги.

    ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ

    Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.

    При разучивании опорного прыжка «Вскок в упор присев,соскок прогнувшись» мною были использованы многообразные подводящие упражнения с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

    При разучивании данного прыжка были выявлены основные ошибки исполнения учащимися:

    1) наступание на передний край мостика после разбега

    Для устранения этой ошибки, мной была выделена яркой фишкой оптимальная подкидная зона и подобрано подводящее упражнение с наскоком на яркую фишку.

    2) вялый, медленный, недостаточно активный толчок от подкидного мостика

    Для резкого, активного отталкивания от мостика использовались прыжки со скакалкой

  • < >

    сгибание ног в коленях при выпрыгивании вверх из упора присев

    Многократные серии повторений выпрыгиваний из упора присев с прямыми ногами на ровной опоре.

  1. недостаточный прогиб в пояснице при соскоке

Использование упражнений с прогибом в пояснице: лёжа на животе с одновременным подниманием рук и ног; стоя спиной к гимнастической стенке и захватом руками на уровне головы с последующим выпрямлением рук и прогибом в пояснице.

  1. приземление в глубокий присед

    Многократные повторения приземления в обруч, после разбега и отталкивания от мостика

    Соскок с горки матов с правильным приземлением в полуприсед

  2. не точное приземление

    Точность приземления достигалась путём ограничения площади опоры с помощью гимнастического обруча

Также я столкнулась с проблемой чувства страха перед вскоком в упор присев. Многие ученики испытывая страх выполняли вскок в упор на колени, а не в присев.

Такое исполнение допускалось, но оценка была снижена на бал. В случае желания получить учеником пятёрку ему предлагалось ответить на дополнительные вопросы по технике выполнения опорного прыжка.

Тем ученикам, у которых было освобождение от опорных прыжков предлагались подводящие упражнения с учётом медицинского диагноза, также они осуществляли страховку и помощь одноклассникам при выполнении ими опорных прыжков.

Также для улучшения качества исполнения опорного прыжка и закреплению знаний о изучаемом двигательном действии, мной проводился опрос учащихся об ошибках, недочётах, технике исполнения. Тем самым активизируется познавательная деятельность учащихся. А также на основании их ответов мы получаем ценную информацию о появляющихся у учащихся представлений об ошибках, неточностях и сформированности знаний по технике исполнения. Таким образом мы можем оценить теоретические знания учащихся по технике исполнения опорного прыжка.А это и есть рефлексия урока.

Подводя итог всему вышесказанному хочется сделать акцент на сегодняшней острой необходимости в потребностях физического воспитания. Поскольку проблема рождения детей с отклонениями в развитии и здоровье стоит сегодня на первом месте. Соответственно нашей задачей является повышение интереса и формирования потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом за счёт доступности физических упражнений для всех групп здоровья. А эта доступность формируется путём правильного подбора педагогом многообразия упражнений, творческого и заинтересованного подхода!

Гимнастика, как часть физической культуры. Роль подводящих упражнений в учебном процессе.

Категория: Физкультура
23.04.2016 21:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!