СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гербы и эмблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения гербов. Правила составления гербов. Значения в геральдике.

ГЕРБ, ЭМБЛЕМА, СИМВОЛ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Геральдика, или гербоведение, - дисциплина, посвященная изучению гербов. Термин “геральдика” относится также к традиции и практике использования гербов (в этом смысле русская геральдика старше русского гербоведения). Геральдика является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Значение терминов “герб”, “эмблема”, а также “символ” имеет смысл рассмотреть во взаимной связи. Символ – знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление (так, скипетр – символ власти, пальмовая ветвь – мира, а также первенства, и т.д.). Эмблема – это символ, предметом обозначения которого является не абстрактное понятие, а индивидуальный или коллективный “обладатель” этой эмблемы, устойчиво ею пользующийся (так, скрещенные топоры – эмблема инженерных войск Российской империи, а также их генерал-инспектора)*. _______________ * Исторически термин “эмблема” применим также к аллегориям – сложным композициям, составленным из символов.) На рисунке: топоры как должностная эмблема в гербе Великого князя Николая Николаевича (старшего); показана центральная часть большого герба. Наконец, герб – частный случай эмблемы, характеризующийся тем, что его строение, употребление, правовой статус соответствуют особым, исторически установившимся правилам. Иногда говорят о символах и эмблемах в узком смысле, противопоставляя всегда принадлежащей кому-либо эмблеме безличный символ, или же разграничивая подчиненные твердым правилам гербы и куда более свободно составленные и используемые эмблемы. В то же время говорится, что герб - “официальный символ”, что эмблемы относятся к символике их обладателя. При грамотном, осмысленном употреблении терминов все эти словесные противоречия сглаживаются сами собой. Гербы возникли во 2-й половине XII в. в Западной Европе. Два последующие столетия их употребление распространялось по всей Западной и Средней Европе и почти во всех социальных слоях и группах. Появились женские гербы, гербы духовных лиц, горожан, крестьян, а также городов (городских общин), корпораций, государств, провинций и т.п. С конца Средневековья в большинстве стран Европы были установлены различные правовые ограничения относительно геральдики: дворянство пыталось сделать употребление гербов (или хотя бы определенных почетных элементов в гербах) своей исключительной привилегией; государство стремилось поставить гербы под свой контроль (иногда – вплоть до запрещения гербов, официального утверждения или подтверждения не получивших). В ученых трактатах эти тенденции отражались наиболее полно, гораздо меньше – в законодательстве, и еще меньше – на практике. При этом, наряду с законами, геральдика всегда в значительной мере руководствовалась т.н. обычным, неписаным правом. Геральдические правила в основе своей являются международными, но в различных странах действует множество частных норм как правового, так и чисто геральдического характера. Например, один и тот же тип гербовой короны обозначает во Франции титул герцога, в Испании - достоинство гранда, в Германии - старинный графский титул и т.п.; в России же такая корона была признана за Демидовыми-Сан-Донато как указание на их итальянский княжеский титул. Глубокое исследование русской геральдики невозможно, если она рассматривается в отрыве от других европейских геральдических традиций, под совместным влиянием которых в России складывались и местные геральдические нормы, и отдельные гербы. Необходимо учитывать и влияние иностранного гербоведения на формирование профессиональных концепций - и, как следствие, на деятельность - наиболее образованных российских геральдистов. В меру их эрудиции геральдическая практика в Российской Империи была непосредственно связана не только с современными практиками Запада, но и с наследием золотого века геральдики – западного Средневековья. Конечно, все это не дает оснований произвольно применять германские, французские или британские стереотипы к русским гербам. * * * Основа любого герба — щит. Именно на его поверхности помещаются главные гербовые изображения — поля и фигуры. Герб может состоять из одного щита, или из щита с самыми разными добавлениями, или даже из нескольких щитов. Но гербов совсем без щитов быть не может. О фигурах говорят: «в поле щита», «в щите» (а не «на щите»): ведь геральдический щит — это условная рамка для изображений, а не реальный предмет, у которого есть лицевая и оборотная стороны. На рисунке: в золоте червлёные глава и андреевский крест. Обладавший этим гербом шотландский род Брюсов прославился не только на родине, но и в России: сподвижник Петра I граф Яков Брюс был, между прочим, знатоком геральдики. Очертания щита можно менять почти произвольно; герб от этого не исказится. Некоторые геральдические художники находят удовольствие в том, чтобы придать гербовому щиту странную и неожиданною форму. Иногда это, собственно, оказываются и вовсе не щиты, а конские налобники (их особенно любят на Апеннинском полуострове) или квадраты, в которых легко узнать гербовые знамёна. Это неудивительно: рыцари помещали на налобниках своих коней и на знамёнах те же фигуры, что и на щите. Впрочем, есть особенный вид щита — в виде ромба. Его можно найти только в гербах женщин (чаще всего — в гербах незамужних девушек и вдов). Наравне со щитом-ромбом женщины могут пользоваться и щитом-овалом; но в отличие от ромба овал вполне подходит и для мужского герба. В нескольких старинных гербах можно встретить одноцветные щиты; немецкие геральдисты называют их незанятыми, а французские, наоборот, наполненными. Герб испанского рода Менесес — щит, полный золота; у герцогов Бретонских щит полон горностаевого меха. Но таких гербов, конечно же, очень мало. Обычно щит украшен фигурами или делится на разноцветные части; для того, чтобы было легче разобраться в их расположении, каждая из частей щита получила своё название. Его верх именуется главой, низ — оконечностью. Кроме того, у щита есть правый и левый край; но тут следует учесть, что в геральдике правую и левую стороны определяют относительно рыцаря, который закрывается гербовым щитом от вражеских ударов (и относительно самого щита). Поэтому правая сторона щита (и всего герба) находится слева от зрителя, а левая — справа. Там, где края встречаются с главой и оконечностью, располагаются углы щита (об этом не так-то просто догадаться, если щит изображён круглым!). Наконец, середина щита называется сердцем. Иногда часть щита на границе главы и сердца именуется почётным местом, а граница сердца и оконечности — чревом. Подобно странице книги, щит «прочитывается» справа налево (геральдически!) и сверху вниз. Карта геральдического щита: части и направления. АБВ — глава. ЖЗИ — оконечность. АГЖ— правый край. ВЕЙ — левый край. Д — сердце (здесь показан сердцевой щиток). Л — чрево (или пуп): А — правый верхний (первый) угол. В — левый верхний (второй) угол. Ж — правый нижний (третий) угол. И — левый нижний (четвертый) угол. К — почётное место (это гордое название не должно обмануть: сердце и глава считаются не менее почётными местами щита!). Б — середина главы. БДЗ — продольное положение (так располагается столб). ЕДГ — поперечное положение (так располагается пояс). АДИ — косвенное справа положение (так располагается правая перевязь). ВДЖ — косвенное слева положение (так располагается левая перевязь). АБВЕИЗЖГ — поворот против хода солнца. АГЖЗИЕВБ — поворот по ходу солнца. Основные способы разделения (разбивания) щита на разноцветные части получили названия, напоминающие о боях, о метких ударах и разрубленных доспехах. При помощи деления можно получить не только разноцветные части щита, но и простейшие фигуры в виде полос, углов и пятен: например, в дважды рассечённом щите появляется столб. Кстати, названия таких фигур — чистая условность, и столб или стропило почти никогда не связаны со строительством, а пояс и перевязь с одеждой. Задача таких фигур — не обозначать предметы, а просто придавать гербу «геральдический вид». Иметь их в гербе почётно не потому, что они символизируют что-то благородное и высокое, а потому, что сама по себе геральдика благородна и высока. Этим и объясняются торжественные названия простейших фигур — их именуют геральдическими и почётными фигурами (хотя львы и орлы не менее геральдичны и почетны). На рисунке (слева направо): Верхний ряд: - пересечённый червлёный и серебряный щит (кантон Золотурн в Швейцарии); - рассечённый серебряный и чёрный щит (французский город Мец); - пятикратно рассечённый золотой и чёрный щит (герцогство Этоллское в Шотландии); - дважды пересечённый серебряный, червлёный и чёрный щит (немецкий графский род фон Цедвиц); - начетверо золото и червлень (французский род де Гонто-Бирон). Нижний ряд: - в серебре чёрный столб (шотландский род Эрскин); - в золоте четыре червлёных столба (королевство Арагонское в Испании); - в лазури серебряный пояс (город Кременчуг на Украине); - в серебре червлёная глава (маркизат Монферратский в Италии); - в червлени серебряная оконечность (владения князей Гогенлоэ во Франконии (Германия)).

09.01.2018 15:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!