СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Георгиевская ленточка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Акция «Георгиевская ленточка»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с героическими фактами русской истории; воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, чувство гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему Отечеству, народу; способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков, формированию положительной оценки российской истории.

Педагогические задачи: побуждать к деятельному участию в акциях памяти, оказания помощи ветеранам; воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.

Второй уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Планируемы результаты:

Предметные: узнают о героических фактах русской истории, истории возникновения Георгиевской ленты.

Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, осознают необходимость бережного отношения к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме урока; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные – умеют задавать вопросы, слушать одноклассников; владеют диалогической формой речи;

- регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы : мультимедийная презентация, песня «От героев былых времен…» из к/ф «Офицеры» (муз. Р.Хозака, сл. С.Аграновича), толковый словарь С.И. Ожегова (три экземпляра), документальный фильм «Подвиг солдата»; А. Сурков. Шаги времени. Стихотворения, маленькие поэмы, песни.

Предварительная работа: сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (в словарях найти определения понятий «подвиг», «Георгиевская ленточка»; подготовить сообщение на тему «Георгиевская ленточка. Я помню, я горжусь», подготовить сообщение о мужестве советских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат); пригласить ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек.

Ход занятия

I.Вступительное слово

История великих событий и грандиозных побед и великих событий нашей Родины постепенно теряет свое значение и забывается новыми поколениями. Для того чтобы напомнить всем нам о подвиге наших дедов и прадедов, начиная с 2005 года каждое празднование 9 мая сопровождается проведением общенародной акции Георгиевская ленточка.

Педагог. Каждый год 9 мая весь мир отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне. Патриотические акции к празднику Дня Победы проходят по всей России. Этот праздник стал символом национальной гордости, славы, доблести, когда весь народ объединился, чтобы победить фашистскую Германию. Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день, который объединяет и сплачивает нас, напоминая, что мы непобедимы.

Уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка», приуроченная к годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Что означает эта ленточка? Почему сейчас она стала символом победы? В чем смысл этой громкой акции, в которой участвуют миллионы людей?

Об этом мы и поговорим сегодня на клубном часе.

  1. . Основная часть. «Георгиевские цвета».

Ученик 1. Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия, который был учрежден в России 25 ноября 1769 г.

Ученик 2. Святой Георгий-великомученик был замучен и убит врагами христианства – язычниками. За мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют Победоносцем.

Ученик 1. На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании о подвиге, относящемся к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.

Ученик 2. Существует легенда, в которой рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который нападал на людей то местности. Чтобы утолить ярость змея, люди по жребию отдавали ему на съедение юношу или девушку. Однажды выбор пал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали к дереву, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Ученик 1. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Это был святой великомученик Георгий.

Ученик 2. Своим подвигом он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле.

Ученик 3. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия, поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались офицеры и генералы за личные боевые заслуги. Награда была учреждена 25 ноября 1769 г. Императрицей Екатериной II Великой.

Ученик 4. Им награждали, например, тех, кто (читает) «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение».

Ученик 5. Или (читает) «лично предводительствуя войском, возьмет крепость».

Ученик 6. Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие подвиги.

Ученик 7. Орден Святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем в первый раз выдавалась низшая, четвертая степень, в следующий раз более высокая третья, далее – вторая. Человек, совершивший четвертый выдающийся подвиг, мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия I степени.

Ученик 8. О том, насколько почетно было получить орден Святого Георгия I степени, говорит, например, следующий факт: высшую награду Российской империи – орден Святого апостола Андрея Первозванного – получило более тысячи человек, а орден Святого Георгия I степени только 25 человек. Среди них великие русские полководцы Суворов и Кутузов.

Ученик 9. С именем святого Георгия в России связана еще одна награда – «Золотое оружие». С 1807 года лица, удостоенные «Золотого оружия», причислялись кавалерам ордена Святого Георгия. В 1913 году эта награда получила официальное название «Георгиевское оружие». Орден Святого Георгия и наградное оружие «За храбрость» могли получить лишь офицеры и генералы.

Ученик 10. Для награждения солдат в начале XIX века был учрежден особый серебряный Георгиевский крест, имевший одну степень и носившийся на оранжево-черной Георгиевской ленте. В середине XIX века солдатский Георгиевский крест был подразделен на четыре степени (I и II – золотые, III и IV – серебряные) и стал выдаваться так же, как и Ордена Святого Георгия, то есть сначала IV степень, затем III, II и, наконец, I степень – высшая. Некоторые герои носили на груди Георгиевские кресты всех 4 степеней, так называемый «полный бант».

  1. . Акция «Георгиевская ленточка»

Педагог. Ребята, сегодня мы услышали о подвигах наших далеких предков. Но эти события давно минувших лет. Какое же отношение имеют орден Святого Георгия и Георгиевская лента к самой страшной войне XIX века? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами был учрежден орден Отечественной войны. На нем тоже есть Георгиевская лента – как символ связи с русской боевой традицией.

В мае 1942 года на позиции советских воинов на харьковском направлении двинулись десятки фашистских танков, но артиллеристы и бронебойщики не дрогнули. Под умелым руководством своего командира капитана И.И. Криклия они метко били по врагу, нанося ему ощутимые потери. За два дня непрерывных боев дивизион уничтожил 32 вражеских танка. Капитан И.И. Криклий лично подбил 5 фашистских машин, но был смертельно ранен в бою и вскоре скончался. За свой подвиг капитан И.И. Криклий Указом от 2 июня 1934 года стал первым кавалеристом ордена Отечественной войны I степени. Этой же награды был удостоен старший сержант А.В. Смирнов, который до последнего продолжал вести огонь из орудия. Даже после того, как осколком снаряда ему оторвало кисть руки, Смирнов, превозмогая боль, продолжал стрелять по врагу одной рукой. Всего в бою он уничтожил 6 фашистских танков.

Ученик 1. И воины Александра Невского, и дружинники Дмитрия Донского, и солдаты Суворова, и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. Около полутора миллионов человек были награждены Георгиевскими наградами, а значит, почти в каждой российской семье есть свой георгиевский кавалер.

Ученик 2. Что означают цвета Георгиевской ленточки?

Одни историки считают – это «цвет пороха и цвет огня». Другие утверждают, что это цвета Российского герба: черный орел и золотая корона. Как бы то ни было, для нас – это цвета победы, мужества, героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.

Ученик 3. Нынешняя акция «Георгиевская ленточка» - это эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины лишь до тех пор, пока помним.

Давайте прикрепим к груди Георгиевскую ленточку и продолжим эту эстафету памяти.

  1. . Подведение итогов (рефлексия).
  2. Понравился ли вам классный час? Какие моменты вызвали волнение, желание стать лучше? Может быть, кто-то хочет рассказать свою историю? (Дети рассказывают о своих прадедах)

Что такое Георгиевская ленточка

Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет. И я решила рассказать вам об этом символе.

Да, это символ праздника, символ нашего уважения к людям победившим в этой ужасной войне, уважения и памяти павшим. Это наша память, наше отношение к событиям, которые происходили с 1941 по 1945 год. Это погибшие бойцы и мирные труженики тыла, это блокадный Ленинград, это концлагеря, это сожженные деревни. Это наши деды и прадеды. Это наша боль, это наша гордость.

Увидев на улице человека с георгиевской ленточкой понимаешь, что он так же как ты помнит и чтит, что слова о войне для него не простой набор звуков, что вся информация пропущена через сердце и сознание.

Традиция раздавать георгиевские ленточки появилась у нас совсем недавно, в 2005 году. Это была разовая акция, чтобы напомнить людям о войне, о великой победе. И каково же было удивление устроителей раздач ленточки, когда они увидели, что это воодушевило людей, что все от мала до велика старались раздобыть ленточку и с гордостью прикрепить ее к своей одежде.

И правда, ленточки выглядывают с балконов домов, с антенн проезжающих машин, с детских колясок, с сумок студентов. Этот символ объединил нас в одно сообщество, в сообщество Людей с Большой Буквы. Смотришь и понимаешь – Никто не забыт и Ничто не забыто. Это не слова, это так.

Цвета георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к одену “Святого Георгия“, к ордену “Славы“, к медали “За Победу над Германией“. Цвета ленты – желто-оранжевый с черным означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.

Так же цвета Георгиевской ленты созвучны с жизнеописанием Святого Георгия Победоносца, который трижды прошел через смерть и дважды был воскрешен. Смерть – черный цвет, воскресение – желто-оранжевый.

Мы, должны, просто обязаны рассказывать людям об истории их страны, и о Великой Отечественной Войне тоже. Ведь, немного найдется семей, не пострадавших от этой войны. Кто-то воевал, кто-то был убит или ранен. Кто-то трудился в тылу и обеспечивал победу.

Когда я принесла георгиевскую ленточку домой и прикрепила своему брату на курточку, он меня спросил, конечно, что это и зачем.

Как рассказать ребенку о войне?

Я достала старые альбомы, у меня остались фотографии моих дедушек и бабушек. Деды воевали, бабушки трудились в тылу, В Старом Осколе, на заводе. Рассказала, как фашисты напали на нашу Родину, показала рисунки танков и самолетов. Нашла картинки, где танк ломает деревья и дома. Рассказала, как дедушки с ружьем не давали прорваться танкам, защищали нашу Родину.

Как бабушки, в городе, окруженном фашистами, голодные, работали на заводе, делали снаряды. Отрезала кусочек хлеба -125 грамм. Сказала, вот это была их еда на целый день. Им очень хотелось кушать, и не было сил даже ходить, но они все равно работали для того, чтобы у дедушек были патроны и снаряды и они смогли победить.

Категория: История
04.09.2015 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!